Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В авангарде российского купечества

10 октября, 2011

 

 

О чем рассказывает фильм «Когда музей был домом»

 

Есть в истории каждого города фамилии с особым звучанием —ключевые, знаковые фамилии. К таким время отнесло и фамилию Басниных — династию иркутских купцов и коммерсантов, причем этими видами деятельности далеко не исчерпывалось значение рода Басниных в истории Иркутска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело в том, что в этой семье сложились прочные культурные традиции, которые, может быть, еще только зарождались в европейских городах России.

«Широко известные ныне коллекционеры, библиофилы, меценаты, благотворители появятся лишь к середине XIX века, но главным образом — во второй половине XIX столетия, — пишет исследователь Надежда Полунина. — Назовем, к примеру, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных. И признаем: иркутские Баснины были в авангарде российского купечества, столь много сделавшего для отечественной культуры».

К этому времени братья Баснины — Николай, Дмитрий и Петр — «выходят на арену всероссийской торговли, становятся активными созидателями Великого чайного пути... Упрочили семейное дело их дети, представители четвертого поколения сибирских Басниных».

К этому — четвертому — поколению и принадлежал самый выдающийся представитель рода — Василий Николаевич Баснин.

Двенадцатилетним мальчиком Василия Баснина отправили помогать отцу и дяде в торговых делах в Кяхту, где в те годы размещалась основная контора торгового дома Басниных. Здесь, в «Песчаной Венеции», в городе, который называли легендой, важнейшим форпостом на юго-восточной государственной границе России, в городе, через который пролегал путь на Монголию и Китай, — здесь начинались и Великий чайный путь, и многие экспедиции в Центральную Азию — научные, миссионерские.

Именно сюда отсылают нас первые минуты фильма о роде Басниных. Фильма, презентация которого недавно состоялась в иркутском доме Басниных. Правда, в качестве пролога идут кадры, запечатлевшие открытие мемориальной доски на стене иркутского музея связи, — это было зимой 2008 года. Сразу проясним ситуацию: музей связи располагается в доме Басниных, на улице Свердлова, которая, по логике, должна быть когда-то снова переименована в Баснинскую.

В музее связи (если точно — то в Иркутском отделении Музея связи Сибири) свято берегут память о прежних хозяевах: здесь висят их портреты, взорам гостей представлены графические работы одного из потомков рода — Михаила Верхоланцева (о нем подробнее мы еще скажем), здесь проходила презентация книги «Связь времен: Баснины в истории Иркутска», выпущенной по инициативе и при активном участии работников музея в 2008 году... Здесь состоялся и совсем недавний первый просмотр документального фильма «Когда музей был домом» (История династии Басниных в свидетельствах исследователей и потомков).

Автор и режиссер фильма Мария Аристова в содружестве с группой операторов (Сергеем Васильевым, Романом Рютиным, Сергеем и Тимофеем Марковыми) начинает свой рассказ издалека, с уже упомянутой нами Кяхты, где начиналась «трудовая карьера» Василия Николаевича Баснина.

Когда смотришь этот фильм — понимаешь, что он не мог не родиться. Потому что он отражает один из самых важных аспектов работы любого музея — исследование, поиск любопытных материалов, сведений. Переписку и переговоры.  Поездки и встречи, знакомства и снова — поиски. Да и сами события просто того требовали — и события, прямо скажем, нерядовые: в Иркутске, как уже упоминалось, была открыта мемориальная доска Василию Николаевичу Баснину в день его 210-летия, а несколько позже в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, открылась выставка графики из богатейшей коллекции, собранной отцом и сыном Басниными, Василием Николаевичем и Николаем Васильевичем.

Так вот, из таких активных действий работников музея —директора Иркутского отделения Музея связи Сибири Виктории Чебыкиной, хранителя фондов Елены Поспеховой, при неоценимой помощи основателя музея Николая Федоровича Шаповалова — и складывались сюжетные линии документального фильма.

Командировки иркутян сначала в Кяхту, затем в Москву, в ГМИИ, — на открытие выставки, и непременно — к заслуженному художнику России Михаилу Михайловичу Верхоланцеву, потомку рода Басниных, — все это не только придает фильму документальную достоверность, но и показывает тот резонанс, который до сих пор вызывает в сердцах и умах деятельность рода Басниных и его потомков.

С Михаилом Михайловичем Верхоланцевым сначала долго переписывались. Задавали вопросы, получали долгожданные ответы... А потом, уже в Москве, пошли вместе искать дом, где жили Баснины. Поиски успехом не увенчались...

И в связи с этой «короткой памятью» москвичей невольно не без гордости думаешь об Иркутске, о доме на улице Свердлова, которая, я уверена, в недалеком будущем снова станет Баснинской. Вот он, благородный, светлый, прекрасный особнячок, где они жили... Нет, не всегда он был таким —после отъезда хозяев в Москву здесь в 1870-м была устроена бесплатная лечебница для бедных и аптека, «Заведение искусственных минеральных вод»...

Во время пожара 1879 года усадьба сильно пострадала, здание обветшало и имело вид достаточно плачевный, но вот в июне 1982 года дом № 35в был передан на баланс Иркутскому областному управлению связи — в аварийном состоянии.  Начальником управления связи был Николай Федорович Шаповалов. На средства этого управления и была сделана основательная реставрация дома (он, кстати, является памятником истории и культуры), и после второго рождения дома в нем открылось и Иркутское отделение Музея связи Сибири, и возродилась память о роде Басниных...

Но — еще несколько слов о коллекции. Вы, конечно же, обратили внимание, что событие — открытие выставки графики из собрания Басниных — имело место не где-нибудь на окраине Москвы, а в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в музее мирового уровня, одном из самых именитых музеев страны. Может быть, дело — в ценности самой коллекции?

...Василий Николаевич Баснин поражал современников своим широким кругозором и тягой к искусству. Он положил начало замечательной коллекции гравюр и рисунков, а после его смерти в 1876 году его сын, Николай Васильевич, унаследовал не только само собрание графики, но и страсть к собирательству. А значит, многажды пополнил коллекцию.

«Баснин был в Москве признанным знатоком графического искусства, — пишет о нем в своем исследовании Надежда Полунина. — Свидетельством его широких познаний в области истории искусства стало выступление Николая Васильевича с докладом «О значении гравюры в сфере искусства» на Первом съезде русских художников и любителей художеств, проходившем в 1894 году в Москве... Его знания и художественный вкус довершили начатое дело отца-коллекционера, и к концу его жизни графическое собрание Басниных было одним из лучших в России. Из описания, составленного самим Басниным, видно его постоянное стремление собирать исключительно оригиналы, избегая копий и репродукций».

После его смерти коллекция оказалась в Румянцевском музее, но в 1924 году музей расформировали, и собрание было передано в ГМИИ. Ныне здесь хранится более восьми тысяч гравюр собрания Басниных. Именно Баснинская коллекция графики будет представлять это направление изобразительного искусства на предстоящем в 2012 году праздновании 100-летнего юбилея ГМИИ.

Можно только гордиться тем, что собирателями этой коллекции оказались не жители европейских столиц, а наши земляки, сибиряки, иркутяне, что только подчеркивает, что Иркутск в те времена не был такой уж «культурной провинцией», несмотря на свою территориальную удаленность к востоку от центральной России.

И этот мотив, это чувство гордости за знатных земляков-иркутян хорошо передано в фильме. Знатных не только по происхождению, но и по делам. Ведь Василий Николаевич Баснин был и великим библиофилом, собравшим превосходную библиотеку; он увлекался и естественными науками — одним из первых в Сибири разводил и выращивал виды деревьев, кустарников и цветов, несвойственные для нашей климатической полосы.

Его увлекала и жизнь театра, и благотворительная деятельность — особенно она распространялась на первое в Восточной Сибири женское учебное заведение — Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой, а также на храмы Иркутска —  Крестовоздвиженский, Борисоглебский, Вознесенский, Знаменский...

Да и сама презентация фильма собрала в иркутском доме Басниных представителей нынешней интеллигенции, коллекционеров, меценатов — словом, людей, неравнодушных к культурной и духовной жизни нашего города.

В центре внимания были фильм и его создатели — уже названные Мария Аристова, операторы, а также хозяйки музея Виктория Николаевна Чебыкина и Елена Поспехова, Николай Федорович Шаповалов. Выступавшие говорили, сходясь в главном: взрастивший таких людей, как Баснины, Иркутск был действительно городом незаурядным, культурным, продвинутым, — но, с другой стороны, разве не сами эти люди делали его, город, таким?

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
На фото: Василий Николаевич Баснин

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии