Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В остром диалоге

18 ноября, 2022


1ж.jpg

Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области на заседании 10 ноября посвятил обсуждению проекта областного бюджета на 2023 год едва ли не минимальное время среди всех комитетов и комиссий ЗС. Дело тут не в отсутствии интереса, а в слаженной и хорошо организованной работе депутатов.

Секреты долгостроя

Заместитель председателя ЗС Ольга Носенко попросила правительство предоставить полный реестр всех социальных объектов, от здравоохранения до культуры, которые планируют построить в области в 2023 году. Это правильная идея, которую правительству (в разных его составах) предлагали журналисты уже лет десять назад. Сотрудники СМИ исходили из узкопрофессиональных интересов: имея в руках каталог с планом на ближайшие три года, проще следить за обещаниями чиновников и их исполнением. У депутатов интерес более общественно-полезный: важно знать, как расходуются средства бюджета, как продвигается реализация государственных федеральных и региональных программ.

Ольга Носенко продемонстрировала глубокие и широкие познания по всему спектру социальных проблем – где школу искусств пора сносить, где воду с червями признали питьевой, кто будет строить новый источник воды и откуда у инвестора средства. Министерства один за другим давали свои ответы: школа искусств в Слюдянке пока «в нормальном состоянии», а у муниципальных властей «нет потребности» в ее реконструкции. Строится и находится в высокой стадии готовности спортивный комплекс в поселке Усть-Ордынском. Но ведь его должны были построить по указу президента об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а было это еще в 2006 году.

По мнению чиновников, объектов много в реестре и гораздо меньше в реальности, ведь в реестр попадают и те здания, которые были только спроектированы. Строительство иной раз затягивается так сильно, что федеральные власти успевают изменить ГОСТы и санитарные нормы, так что в недостроенных зданиях приходится сразу начинать реконструкцию. Приснопамятная гимназия № 1 в 7а микрорайоне Ангарска, конечно, не собор Саграда Фамилия в Барселоне, который возводят уже полтора века, но 30 лет строительства – это, по нашим меркам, далеко за гранью добра и зла.

Если чиновников неспешное строительство не смущает и никакой коррупционной составляющей, равно как и злоупотребления полномочиями, они в долгостроях не видят, то Ольга Носенко придерживается иной точки зрения. Любое изменение проекта, будь то укрепление фундамента или замена системы отопления, ведет к удорожанию – то есть бесполезной трате бюджетных денег без всякой полезной отдачи. Кроме того, чиновники мыслят большими масштабами: на реализацию программы «Чистая вода» область получила от федерации 3,9 млрд рублей – это очень хорошо. А депутат видит, что из этой суммы 2,9 млрд направлено на строительство очистных сооружений в Иркутске (что, безусловно, очень важно), остальное же размазано очень тонким слоем по всей остальной территории области.

От прогнозов к реальности

С министерством труда и занятости депутаты обсудили обучение безработных (стране нужны айтишники, но в Иркутской области учат, например, делать маникюр). А также странную сумму расходов на охрану труда (из года в год одну и ту же – она идет на дотации муниципалитетам и проведение конкурса на лучшую организацию в сфере охраны труда). Весьма острыми оказались и вопросы к областному министерству ЖКХ. Несколько лет назад был разработан проект реконструкции теплоснабжения Байкальска, но до сих пор ничего не сделано, да и вообще в бюджет средства не заложены. Резкое снижение расходов на модернизацию коммунальной инфраструктуры министерство объяснило двумя факторами. На региональном уровне – в бюджет заложено около 350 млн рублей, хотя имеются заявки от муниципалитетов на полтора миллиарда. Недостающие средства вместе с минфином будут «добирать» в 2023 году. На федеральном уровне было предусмотрено распределение регионам 150 млрд рублей, но к моменту рассмотрения бюджета в Государственной думе сумма сократилась в пять раз. Поэтому Иркутская область на 2023–2024 годы может получить около 1,5 млрд рублей – существенно меньше, чем хотелось бы.

Модернизация коммунальной инфраструктуры Байкальска включена в федеральную программу, однако недавно пришло очередное предложение из профильного федерального ведомства – рассмотреть альтернативные варианты, вроде блочно-модульной котельной. Правительство области насчитало только на отопление 50 тыс. тонн угля в год плюс около 600 млн рублей ежегодно на дефектовку и ремонт городской ТЭЦ.

Депутат Александр Вепрев, как человек реального производственного сектора и огромного опыта руководящей работы, обратил внимание на разительное несовпадение цифр роста валового регионального продукта (более 11 процентов в 2023 году и более 7 в 2024 и 2025 годах) и размера фонда оплаты труда (от силы 6–7 процентов). Что может стимулировать людей работать с такой отдачей при таком к ним отношении? Еще один вопрос: как правительство планирует выполнять задачу Стратегии социально-экономического развития области по увеличению численности работающих на 45 тыс. человек к 2030 году, если на 2023 год запланировано создание всего 400 рабочих мест? По оценке Вепрева, один только Иркутский авиационный завод мог бы решить эту скромную задачу, а ведь область куда больше завода.

Представители правительства оправдались тем, что все прогнозы строились на вводе очередного газоконденсатного месторождения и сопутствующих трубопроводов, увеличении доли отраслей по добыче полезных ископаемых и росте численности занятых в них же. В то же время в области реализуются более 180 инвестиционных проектов на 2 трлн рублей, где будут созданы искомые 40 тыс. рабочих мест. В списке добыча золота, производство картона и целлюлозы и даже выпуск среднемагистрального самолета МС-21. Новость про самолет чуть моложе, чем гимназия в Ангарске, и старше, чем спорткомплекс в Усть-Ордынском, так что верить прогнозам про инвестиционные проекты надо с осторожностью.

На земле и в небесах

Депутат Виктор Кондрашов указал коллегам путь, на котором за небольшие, в сущности, деньги можно в короткие сроки решить многие задачи, не уходя в чрезмерно сложные по реализации проекты. Стоит всего лишь обратить внимание на тот факт, что в Слюдянском районе летом нельзя пройти к берегу – все заставлено машинами отдыхающих, которым нужны нормальные дороги, сервис и места для размещения. С противоположного берега в Ольхонском районе все места для зимнего отдыха на сезон-2022/23 были забронированы уже в сентябре, а картина та же – нет ни дорог, ни гостиниц. Заправка и кемпинг – это не самолет, дорога на Ольхоне, которой проложили от силы 500 метров, не золоторудное месторождение, с такими задачами правительство области может справиться.

Несколько поколений жителей области вот уже более 60 лет ждут, когда Иркутск получит новый аэропорт. Председатель комитета Николай Труфанов (на фото) напомнил об этом правительству, и депутаты услышали: новая площадка получила согласование Министерства обороны, на днях губернатор Игорь Кобзев приедет из Москвы и проведет установочное совещание.

Парламентарии обменялись с министрами мнениями по поводу строительства школы в Мамакане (которое тянется с 2017 года и подорожало уже в несколько раз) и по проблеме поиска новых рынков сбыта для местных пиломатериалов (на востоке наши погонажные изделия не нужны, а топливные пеллеты кое-как удалось перенаправить в Азию). Договорились пока о том, что правительство постарается помочь бизнесу, а депутаты из комитета по собственности и экономической политике поддержат проект бюджета на сессии 16 ноября.      

Виктор Сотников, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии