Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В топку!

11 апреля, 2011

 

Федеральный закон о теплоэнергетике не устраивает региональные власти настолько, что Иркутская область будет разрабатывать собственный — компенсирующий недостатки федерального...

Эхо некоторых событий локального масштаба оказывается иной раз таким долгим, что трудно и поверить. Взять, например, прошлогоднее противостояние жителей Ангарска с выступившими единым фронтом управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и городской администрацией... Спустя год, 31 марта 2011-го, в городе собирается совместное заседание комитета по вопросам местного самоуправления, комиссии по естественным монополиям и комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Совета федерации, в работе которого принимают участие губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, заместитель председателя Совета федерации Вячеслав Штыров, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.

Не упустили случая побывать в регионе первый заместитель председателя комиссии Совета федерации по естественным монополиям Валентин Межевич, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Совета федерации по вопросам местного самоуправления Владимир Якубовский.  Разумеется, присутствовали и главный федеральный инспектор в Иркутской области Петр Огородников, министры областного правительства, депутаты Законодательного собрания, представители Совета федерации и органов власти других сибирских регионов, разного рода чины из муниципальных образований области.

 

Остров беды и озеро надежды

Открывая заседание, губернатор Мезенцев напомнил собравшимся, что председатель правительства Владимир Путин поставил перед всеми органами власти задачу не допустить роста цен на услуги ЖКХ и квартирной платы более чем на 15 процентов. В реальности дела обстоят намного хуже, и как раз накануне совместного заседания трех подразделений Совета федерации Дмитрию Мезенцеву довелось прочитать письмо от жительницы Иркутска, которая с 1 января 2011 года платит за свои 46 квадратных метров на 47 процентов больше, чем в прошлом году. При этом, отметил губернатор, цены растут как бы сами по себе, без видимого улучшения качества услуг.

Первым, к кому в ходе совещания губернатор обратился по имени, стал заместитель прокурора области Андрей Некрасов: именно прокуратура будет тем ведомством, которое вместе с областным правительством определит районы и населенные пункты, дела в которых обстоят наиболее плачевно. Вторым стал вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов, которому —персонально — губернатор поручил разобраться и в течение недели доложить о том, почему иркутянка с улицы Напольной платит за свое общежитие больше, чем, по идее, должна. Более того, даже в том случае, если общежитие является частной собственностью, оно не может быть островом беды для проживающих в нем граждан, заявил губернатор.

 

Опозданием мы наказаны...

Последовавшая за выступлением губернатора дискуссия выявила почти полное совпадение точек зрения всех участников. Прежде всего, реформа сферы ЖКХ запоздала — по сравнению с другими идущими в стране преобразованиями, она началась позднее на пару лет. К тому же отрасль, в которой ведется реформа, всегда была отсталой — даже в советские времена проблем здесь было более чем достаточно.

Осознание проблем приходит к руководителям всех уровней волнами: сначала поняли, что нужно срочно вводить жилье и чем-то заменять отслужившие свой срок ветхие и аварийные дома; едва только строительство начало выходить на более приличные цифры, обнаружилось, что в остром дефиците строительные материалы, трубы, батареи, счетчики и так далее; едва промышленность наладила производство дефицитных товаров, как выяснилось, что устаревшее оборудование котельных и электрических подстанций не справляется с возросшими нагрузками.

Это же только грубое Политбюро ЦК КПСС могло в один момент принять решение о строительстве сначала 100 домостроительных комбинатов (производивших все, от шпингалета до железобетонных панелей), а потом уже провозгласить программу массового жилищного строительства. Сейчас нужно ждать, пока предложение догонит спрос: рынок, что поделаешь...

Цены же на услуги естественных монополий тем временем росли с тупым упорством носорога, прущего через саванну, и к сегодняшнему дню достигли уровня, который едва-едва покрывается платежеспособностью населения.

 

Неполноценный инструмент для анализов

Государство, заверили присутствовавших члены Совета федерации, постоянно контролирует ситуацию — в последние годы принято несколько законов, регулирующих работу энергетики, проблемы энергосбережения и так далее. За выполнением законов нужно постоянно следить, поскольку страна большая и одинаковые законы в разных ее частях действуют отнюдь не одинаково.

Иркутская область была выбрана не случайно: она считается одной из самых энергонасыщенных в стране, у нас ведется работа по энергосбережению, разрабатываются разные методики по управлению системами ЖКХ, накоплен опыт выявления успехов и проблем.

Особую тревогу у понимающих в проблеме людей вызывает ситуация с теплоснабжением. До сих пор, несмотря на очевидную важность темы для нашей страны, оно не урегулировано отдельным законом (закон об электроэнергетике, например, принят еще в 2003 году) и отрасль во многом держалась исключительно на добросовестности работающих в ней специалистов.

Между тем плата за теплоснабжение является одной из самых больших долей в квартплате, и на любое повышение тарифов население реагирует крайне болезненно.

Действующий закон был разработан и принят в соответствии со старинным российским принципом: медленно запрягаем, но быстро едем — от начала разработки до принятия закона прошло всего полгода. В итоге закон отдал ответственность за разработку схем теплоснабжения муниципальным образованиям (у которых по традиции нет средств и специалистов даже на разработку схем территориального планирования), а обязанности регулирования тарифов возложил на региональные органы власти.

Заместитель начальника управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной тарифной службы Артем Медведев даже заявил, что закон дает региональным властям удобный инструмент для проведения анализа современного состояния теплоэнергетики — если оборудование устаревшее, то никакого снижения тарифов ждать не приходится.

Губернатор Мезенцев поинтересовался у господина Медведева, когда же закон будет оснащен всеми необходимыми подзаконными актами, без чего он не может полноценно работать, и нельзя ли уже сейчас узнать — в каком регионе сложилась наиболее удачная практика долгосрочного регулирования тарифов (по закону тарифы можно устанавливать на срок до трех лет) местными органами власти?

Артем Медведев пояснил, что полный пакет подзаконных актов должен появиться в середине 2011 года, а примеров три — Томская, Свердловская и Орловская области.

 

Недоделки твои велики, имя твое неизвестно...

Министр имущественных отношений областного правительства Михаил Карасев, который пару лет назад работал в одном из департаментов правительства РФ и даже принимал участие в разработке закона о теплоснабжении, с нынешней своей «колокольни» высказал в адрес документа несколько замечаний.  Область, по мнению министра, не может реализовать целый ряд своих полномочий, в том числе и по регулированию тарифов на тепловую энергию, из-за некачественной и неполной проработки федерального закона.

Что это означает на практике (продолжим мысль министра своими словами), муниципальные власти Ангарска, например, знают не понаслышке: рост квартплаты немедленно отзывается эхом митингов, пикетов и общего негативного отношения населения ко всем органам власти. Проблема заключается в том, что имена разработчиков закона так и останутся известными узким специалистам, а имена чиновников городской администрации и без того у всех на слуху.

Губернатор, который, дав Карасеву слово, заранее предупредил, что не надо злить московских гостей, поручил министру во взаимодействии с депутатами Законодательного собрания проанализировать возможности для разработки регионального закона о теплоснабжении. Местный закон, по мнению губернатора, должен компенсировать вакуум в федеральном законодательстве.

Артема Медведева губернатор предупредил, что в Москве встретится с руководителем Федеральной тарифной службы и будет просить рекомендаций: что делать региону в условиях, когда закон, который, по идее, должен регулировать все вопросы теплоснабжения, выходит в свет настолько недоделанным, что требуется принять 31 подзаконный акт в течение одного только первого полугодия 2011 года?

 

Врожденные уродства не лечатся так быстро

Член Совета федерации Валентин Межевич добавил критических замечаний от своего имени. Подзаконные акты будут разрабатывать шесть разных ведомств (а не одно министерство энергетики, как предлагали в свое время специалисты), так что противоречий не избежать. А коммунальная теплоэнергетика в стране испокон веку жила сама по себе, и недостатки, накопленные в ее работе, объясняются не только травмами и стрессами от реформ 80—90-х годов, но и «врожденными уродствами».

Часть проблем, которые должны урегулировать подзаконные акты, по информации Межевича, не рассматриваются уже более 15 лет, так что ожидать быстрого и разумного решения в оставшиеся до конца срока три месяца не приходится. Именно поэтому Валентин Межевич решительно поддержал предложение губернатора о разработке регионального закона и даже посоветовал не дожидаться появления федеральных актов, поскольку многие актуальные для регионов вопросы в них вообще не рассматриваются.

Губернатор принял предложение сенатора и поручил разработку регионального закона сразу двум министерствам: имущественных отношений, под руководством Михаила Карасева, и энергетики, транспорта и связи — под руководством Петра Воронина.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии