Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вдохновленные природой

02 июня, 2011

 

 

Художник на пленэре: это только начало работы

В галерее «Радуга», принадлежащей ИрГТУ и расположенной на первом этаже главного корпуса, работает выставка человека, которого здесь, в стенах университета, знают все студенты, имеющие хоть какое-то отношение к изобразительному искусству. Это народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Виталий Георгиевич Смагин.

Эта выставка в творческой биографии художника, конечно же, далеко не первая. Виталий Смагин участвовал в десятках коллективных выставок разного уровня и профиля, не раз бывали у него и персональные отчеты перед своим зрителем. Но то были показы музейные и галерейные, а это… Очевидно, для того, чтобы приблизить к искусству молодежную, студенческую аудиторию, Виталий Смагин, поддержанный Иркутским отделением Союза художников России, решил по собственной инициативе выставиться здесь, в стенах родного для него вуза, где он много лет возглавляет кафедру и преподает.

Особенность выставки заключается в том, что это — собрание этюдов. Вообще, Виталий Георгиевич принадлежит к авангардному направлению в живописи, к так называемому нефигуративному способу изображения, далекому от привычного реалистического. Но это вовсе не значит, что он не выезжает на этюды и не работает на пленэре. Об этом — наш разговор с мастером.

— Чтобы делать беспредметное искусство, надо хорошо знать предмет, — такой, можно сказать, афоризм привел как аргумент в беседе Виталий Георгиевич. — И если кто-то думает, что абстрактное искусство рождается только и исключительно в тиши мастерской, — он ошибается. В основе все равно лежит живой мир, натура, реальная действительность.

Обычно я выставляюсь работами проектными, крупными — как любят говорить французы, большими композициями. Так говорили Матисс, Сезанн, которые не называли тему — они делали «композиции». А у меня это — этюды, многие из них на природе и написаны, но многие уже переработаны в мастерской. Чем вообще картина отличается от этюда? Тем, что в ней представлено обобщение, привнесено авторское видение. А этюд — непосредственная визуальная передача самого вида природы.

Почему мне захотелось показать это здесь? Хотя бы потому, что студентам скоро предстоит пленэрная практика, со дня на день они отправятся на природу вот так же писать этюды. И здесь, думаю, им есть чему поучиться.

Я сам никогда не останавливался на каком-то одном уровне, и я — за то, чтобы художник постоянно развивался, менялся, пробовал, был дерзким и смелым. И на этой выставке вы видите, что работы здесь собраны разных направлений, соответствующих разным требованиям. Есть и ранние работы — середины 70-х, есть и свежие, буквально прошлого сезона, лета 2010 года.

У Виталия Георгиевича есть свои любимые места, куда он любит выезжать: тут и Байкал, и Тункинская долина, и исток Ангары. Но и одно и то же место нельзя дважды изобразить одинаково. Пример — три варианта пейзажа у Шаман-камня, там, где Ангара вытекает из Байкала.

Некоторые работы в экспозиции Смагина стали возможными после определенного переосмысления — это результат работы со светом, с цветом, в них иная выразительность, иное пространство, нежели в натурном этюде. Все зависит от тех задач, которые ставит перед собой художник. Один и тот же мотив может звучать по-разному, если есть разное художественное решение, разный подход. А диапазон возможностей — от простого наблюдения до философских обобщений, до магических образов и фантазий.

— Даже изображение, скажем, облака может стать символом, знаком, принятым в восточном искусстве, — говорит художник и резюмирует:

В год юбилея города хотелось бы, чтобы говорили не только об истории, но и о людях, которые здесь живут, о культуре, которая здесь формируется. Художники — носители, проводники и создатели культуры, и логично, чтобы они в этот год как никогда были на виду. Ведь и в нашем городе возможны высокие образцы искусства.

Несколько работ из галереи «Радуга» запросили организаторы выставки «Искусство, освещенное Байкалом». С остальными этюдами Виталия Смагина студенты ИрГТУ могут знакомиться в течение еще нескольких дней.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии