Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Выборы-2014: эффективность победила демократию?

23 сентября, 2014

 

Приступая к рассказу о состоявшейся 17 сентября дискуссии «Поствыборы: избирательная кампания-2014, ее итоги, сенсации, сюрпризы», мы вынуждены заранее принести извинения всем упомянутым в тексте кандидатам и политическим партиям. Некоторые высказывания участников дискуссии, как и сама тональность обсуждения, могут показаться необоснованными, но такова оценка, высказанная экспертами.

Законность, сэр!

Направление разговору дал политолог, редактор  издания «Кто есть кто в Байкальском регионе» Максим Зимин:

— Главная сенсация прошедших выборов в том, что нас в очередной раз одурачили (смех в зале, реплики «Разве это сенсация?»). Если вы помните, в начале года сенсацией стало то, что в Иркутской области решили сохранить прямые выборы мэров и дум, все говорили о мудрости губернатора, о том, что он не боится демократии. Теперь мы увидели, что представляет собой демократия в Иркутской области. Первый этап подготовки к выборам мы все видели, когда один из руководителей «Единой России» бил себя в грудь и уверял: «Пройдут праймериз, как народ решит — так и будет». Ну, мы все видели рокировку с Михаилом Долгих (округ № 2), потом снятие Максима Черниговского (округ № 3) , Дмитрия Турушева (округ № 18) , Ивана Щадова (округ № 30) — мы поняли, что эти высказывания полностью не соответствуют действительности. Потом были суды, когда многих кандидатов-фаворитов, в том числе Геевского и всех Красноштановых, вынудили вместо избирательной кампании бегать по судам. Я позвонил одному знакомому политконсультанту и спросил: «Вы что делаете?». Ну, ты же понимаешь, говорит он, это наши суды, мы им не указываем. А вы не думаете, что эти суды потом будут использовать против вас? Нет, они об этом не думают…Сейчас они, как шулера, банкуют, а потом кто-то будет банковать против них.

Все мы помним митинг против судебного произвола, состоявшийся в Иркутске 8 сентября. А ведь в истории был пример, когда Людовику XIV, воплощению абсолютизма, судья сказал: суд не оказывает услуги, он занимается правосудием. Для наших судов телефонный звонок или неформальная беседа оказались порой важнее, чем закон, чем все нормативные акты Российской Федерации. Когда были выборы 2013 года и мы все понимали, что «Единой России» нужно хоть как-то показать себя, были отдельные примеры – ну, там по 10 тыс. рублей старшим по подъездам, то сейчас это стало нормой. Об этом уже не говорят, как о чем-то выдающемся! Досрочное голосование в 25 процентов, по 900—950 человек, причем некоторых приводят в тапках и трусах — это стало нормой.

Мне хотелось быть рассудительным, но мы все еще и избиратели, когда из нас, из нашего голосования делают непонятно что — эмоции так и лезут. Некоторые говорят, что во всем виноват конкретный политтехнолог, который занимался этой кампанией. Но что ему делать, если ему дали топор вместо скальпеля? Естественно, он будет бить топором. Так что первопричина зла не в политтехнологах.

«Иркутск покруче Москвы»

Эстафету выступлений принял доцент ИГУ Сергей Шмидт:

— Я не нахожу в себе ни воли, ни силы, ни разума, чтобы оценивать нашу власть по критериям демократичности. Власть должна быть в первую очередь эффективна, и если это так — простим ей все остальное, так мне кажется. Если говорить о самых ярких впечатлениях от этих выборов, то первое, что бросается в глаза, — это рекорд по низкой явке. Не думаю, что это надолго запомнится, у нас все-таки явка всегда была низкой. Было 23 процента, стало 18, это скоро сотрется. А вот пункт по досрочному голосованию — это сильно. Накануне выборов я включил «Эхо Москвы», и там было сказано, что в Москве досрочно проголосовали 24 тыс. человек. Я заглянул в блог Алексея Петрова (координатор регионального отделения движения «Голос». — Авт.) и узнал, что в Иркутске досрочно проголосовали 12,5 тыс. человек. Если считать, что Москва больше Иркутска в 20 раз, а проголосовали досрочно всего в два раза больше. Это говорит о том, что наши штабы кандидатов в пять раз круче московских, Батарейная круче района Марьино и так далее (возгласы одобрения).

Сейчас Иркутск показал пример, и эта практика считается одобренной. (Алексей Петров: «Пример на самом деле показал Тулун…») Ну да. Так вот, кандидаты участвуют в выборах, чтобы победить, а не чтобы развивать демократию. Ну и логика избирателей должна быть нам по-человечески понятна. Если, думает избиратель, я от вас, таких-сяких, в обычное время ничего не получаю, так хоть 500 рублей на выборах поимею. В конце концов, голос — моя собственность, что хочу, то и делаю. Поэтому моральные увещевания избирателей, и тем более политтехнологов, заранее обречены на провал.

Ну и третье. За таким фасадом тихой и вялой кампании бушевали натуральные схватки кандидатов с мощными ресурсами и настоящими страстями. Мне кажется, некоторые проигравшие кандидаты сейчас жалеют, что они сделали ставку на такую бесцветную консервативную кампанию. Мы помним эти баннеры, сделанные, похоже, одним фотографом и отпечатанные в одной типографии (реплика из зала: «Самое страшное, что так оно и было…»). Ну вот, тем более… На некоторых участках борьба была, но ее никому не было видно, кроме отдельных инсайдров (людей, имеющих прямую информацию из штаба кандидата. — Авт.). Обычно, когда борьба сильная и чистая, хоть как-то на избирателя это выплескивается и придает выборам интерес, а тут этого не произошло, и я такого вообще не помню. Ну, если не считать националистического выпада против Гущина в газете «Иркутск». Итак, я резюмирую: что касается явки — это забудется и сотрется, останутся феноменальная «досрочка» и кипение страстей за унылым фасадом.

Безнадежная власть

Политолог Сергей Беспалов хотел принять участие в выборах в качестве кандидата, но не смог даже зарегистрироваться:

— Я не очень понимаю, что мы вообще обсуждаем. Вы хотели обновления думы? Ну вот получите, более половины новых лиц. Да, инструментарий был негодный (одобрительные выкрики в зале), и вот мы имеем то, что имеем. Произошло несколько забавных историй. Например, кандидат-спойлер едва не победил и нанимателя, и того, против кого он был выставлен. Более того, я думаю, у нас впервые будет уголовное дело по фальсификации результатов в округе № 12, потому что они не только переложили бюллетени от одного кандидата к другому, но и умудрились засыпаться на этом. Необычным будет и состав председателя и заместителя председателя думы, мне звонил один из них — он сам в шоке: «Что делать-то??». Иди работай…

В общем, когда времена хорошие — не очень важно, какая власть. Сейчас признано на всех уровнях, что наступают тяжелые времена, и при этом плохой механизм избрал нам плохой состав думы. Я не думаю, что мы все будем ходить голодные и в рубище, но надеяться на то, что есть власть и она может принять какие-то меры, я бы не стал. Плюс сейчас уже началась кампания по выборам иркутского мэра. Не зря ведь губернатор вчера собирал депутатов думы (такая встреча действительно состоялась 16 сентября в усадьбе Сукачева. — Авт.) — видимо, дал понять, кто в доме хозяин.

Иркутск под «серой сеткой»

Директор проекта «Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области» Михаил Зимин вернулся к теме явки:

— Если 85 процентов избирателей не сочли нужным сходить и поставить галочку, это ни хорошо и ни плохо, это просто такая у нас «температура по больнице». По-моему, это не проблема. Есть такой афоризм: проблема — это то, что нельзя решить при помощи денег. Если при помощи денег можно решить — это просто расходы. В среднем для победы в округе нужно было набрать 1181 голос. Если сложите по всем округам результаты победителей и поделите на 35, то получите именно этот результат. Вот пример кандидата Михаила Васильева, который идет в Академгородке от партии «национал-предателей» РПР-ПАРНАС и занимает второе место (смех в зале, реплика «Хороший заголовок для газеты — «Второе место «пятой колонны»). Ему не хватило для победы 200 с небольшим голосов, а в среднем второе место отстает от первого на 700 голосов. Чтобы добрать эти голоса, нужно было построить так называемую серую сетку, то есть организовать систему скупки голосов. В среднем голос, по моим данным, стоил 1600 рублей. То есть в среднем победителя от второго места отделяет один миллион рублей. Вот и все. В такое время в такой стране, как Россия, это и есть цена вопроса.

Рискну сделать предположение, что такие сетки были в 70 процентах штабов, и никаких иных способов победить не было. Какая-то часть была мобилизована крупными компаниями, но большинство пришло именно так.

…А из ларца — два Иванца

Только что избранный во второй раз депутатом думы Ангарского муниципального образования Вячеслав Иванец вместе со своим братом Денисом (также ставшим депутатом, но в первый раз) войдет в учебники, посвященные итогам выборов, — они стали первыми братьями, прошедшими в один и тот же представительный орган. Были две сестры, есть тандемы отец и сын, но два брата — это впервые. Депутат Иванец слушал разговор об Иркутске с явной грустью — его секрет успеха был намного сложнее:

— Я свою избирательную кампанию практически никогда не прекращаю. За меня идут голосовать и агитировать те люди, которым я как адвокат помог в суде, есть у нас небольшое молодежное движение, но молодежь мобилизуется очень плохо. Честно скажу, на прошлых выборах я активно работал с интернет-аудиторией, в том числе с сайтом «Живой Ангарск», но эта аудитория голосовать не ходит. На словах поддерживают, но, по существу, это пуста трата времени и денег.

Алексей Петров согласился с этим высказыванием: сразу после выборов он провел мини-опрос среди студентов Иркутского государственного университета (той части, которая имеет иркутскую прописку) и выяснил, что на выборах в качестве избирателя не был ни один. Отчасти это объясняется отказом «партии власти» от попыток мобилизовать молодежь: как только студенты начали массово приходить на избирательные участки под давлением ректората, на студенческих участках стали побеждать кандидаты от КПРФ. Поэтому, согласились участники дискуссии, от работы с молодежной аудиторией в ближайшие выборы решено отказаться.

Разговор завершился на минорной ноте. Было высказано предположение, что прошедшие выборы рано считать завершенными — против депутата Гайдара Гайдарова, например, подан иск с обвинениями в плагиате, есть несколько исков от кандидатов, проигравших от двух до ста голосов и уверенных в фальсификации результатов членами комиссий. Одним словом, нынешняя городская дума вступает в жизнь в атмосфере скандалов, интриг и смеха сквозь слезы.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии