Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Высшее образование: свет с Запада?

15 Февраля, 2021

Лекторий «Научные Weekend`ы» в субботу 6 февраля предложил своим гостям рассказ об американской системе образования. Лектор – доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета ИГУ Михаил Рыбалко – рассказал о собственном опыте учебы и 12 лет преподавания в США.

1д.jpg

Слишком много мифов

– О США в нашей стране говорят много, говорит кто угодно, но лишь единицы из наших политологов и журналистов бывали в Соединенных Штатах, – начал свой рассказ Михаил Рыбалко. – Как бы мы к этой стране ни относились, она определяет многие векторы развития, процессы вестернизации. И слишком много мифов, слишком много стереотипов накопилось у нас об этой стране.

Одна из устойчивых историй, которую рассказывают в России про США, – высокие стандарты образования. У нас в стране можно найти разную информацию о США – и официозные новости, которые, по мнению лектора, выгодны руководству телеканалов; и достаточно нейтральную информацию, из которой можно почерпнуть нечто полезное и поучительное. В то же время сами США быстро меняются: Михаил Рыбалко показал слушателям фотографии Нью-Йорка, на которых еще видны строения Всемирного торгового центра, разрушенного в сентябре 2001 года.

За эти годы сильно изменилась и Россия, причем речь о быте, системе торговли и отдыхе. Когда в начале 2000-х Михаил Рыбалко рассказывал своим знакомым о системе молов и настольных играх, ему могли сказать: «У нас это будет еще нескоро», а сегодня все это стало привычной чертой многих российских городов. Это лишь небольшие штрихи, подтверждающие движение нашей страны в сторону сближения с Западом. Например, сегодняшняя Москва –  это город, который сложно отличить от современного американского или европейского. Такие же тенденции прослеживаются и на более глубоких уровнях, в том числе в системе образования. В столицы новшества приходят быстрее, что-то вовсе не доходит до провинции, но интерес к богатым и развитым странам никогда не исчезает и будет менять страну.

Более того, в нашей стране сбываются сценарии, которые считались нежелательными и были отторгнуты и обществом, и государственной системой: был восстановлен капитализм со всеми его атрибутами, включая безработицу. Если представить, что сейчас наше общество имеет намного больше доступа к западному образу жизни и мышления, то наша зависимость от американской системы мышления, от американской идеологии, продвигающейся в кино и других источниках, становится все сильнее.

Политология, которой занимается Михаил Рыбалко, воспринимается в нашей стране как профессия людей, которые все время что-то говорят – по любому поводу, без всяких сомнений и, похоже, тут же забывают сказанное. Но в действительности политология – это наука, которая анализирует происходящие в стране процессы и все больше использует математические методы исследования, поддающиеся перепроверке. Одна из важнейших задач для политологов – расчет вероятности событий, и 10–15 процентов считаются вполне достаточными для уверенности в реализации сценария. Вестернизация идет, несмотря на все конфликты нашей страны с Европейским союзом и США: меняются наши вкусы, меняются ориентиры молодежи.

По мнению Михаила Рыбалко, «отцы экономической реформы», переводившие экономику СССР на капиталистический путь развития, уже были знакомы с работами американских и европейских экономистов о развитии похожих реформ в Чили и других странах, поэтому точно представляли, как будет выглядеть будущее России. Знание будущего дает человеку или группе людей большую власть, поэтому все эти люди создали свои успешные «империи».

Слишком мало науки, слишком мало работы

Над образом будущего работает в первую очередь фундаментальная наука, и тут у нас, по оценке лектора, перспективы плохие: все важные исследования, все крупные ученые – в США. На второе место сегодня выходит Китай, далее следуют Европа и другие страны, а Россию в этом списке лектор даже не стал искать. Если взять для примера экономическую теорию, на которой базируется экономическое развитие государства, то в России с этим делом настолько плохо, что в начале 2000-х многие годы даже не переводили название главного учебника – он так и назывался «Экономикс».    

В США экономическую теорию развивают вузы, входящие в так называемую «Лигу плюща» – восемь частных вузов, расположенных в северо-восточных (старейших) штатах страны. По сравнению с нашим гуманитарным образованием, в этих вузах сильнее не только традиции, но и принципиально иная система работы, базирующаяся на научном методе и математических расчетах. В США статья в научном журнале по политологии на 99 процентов должна быть основана на формулах и математических расчетах – в России же гуманитарное образование категорически не принимает математику ни в каком виде.

В США преподаватели меньше загружены лекционной работой, зато больше времени уделяют исследованиям и общению друг с другом, в том числе объясняя и доказывая математически свои гипотезы. Один из политологов, посвятивший свою работу проблемам расизма, предположил, что тезис о сохранении расовых предрассудков можно доказать через анализ устной речи и историю поиска в интернете (например, в Гугле), где люди позволяют себе больше, чем при личном общении. Этот подход, ставший в момент появления абсолютным новшеством, сейчас уже получил признание и используется учеными очень широко – но не в России, потому что у нас в первую очередь необходимо выполнять федеральный образовательный стандарт.

Еще одно принципиальное отличие образования в США – это различие между вузом (сотрудники которого обязаны развивать теорию) и колледжем (сотрудники которого основное время посвящают преподаванию для студентов). Руководство колледжей старается приглашать в качестве лекторов как можно больше самых разных людей из разных сфер жизни, поэтому в колледжах все время что-то происходит, кто-то выступает и жизнь, что называется, кипит.

– Американский город без университета – это печальное зрелище. Там есть люди образованные, но подход к проблемам очень узкий. Да, они знают свою тему вдоль и поперек, но не более, – рассказал Михаил Рыбалко.

За время работы в США он встречался с Евгением Евтушенко, которые преподавал в одном из вузов неподалеку. Преподавали в США актер Вениамин Смехов, внучка Никиты Хрущева Нина и многие другие известные в России люди. Облегчает работу преподавателей и принципиально иной подход СМИ к рассказу о научной работе: если речь идет о проблеме диагностики и лечения конкретной болезни, то сообщат не только о достигнутых результатах, но и методе исследования, количестве обследованных пациентов и так далее. На крупнейшей национальной радиостанции рассказу о научной работе и методах доказательства теорий посвящено 10–12 процентов времени – это намного больше, чем в России, где научная информация бывает в СМИ лишь случайно. Региональные вузы России в информационном поле региона вообще не присутствуют.  

Возможно, предполагает Михаил Рыбалко, когда-нибудь в нашу страну придут такие характерные черты американских вузов, как кампус и местный патриотизм вокруг вузовской спортивной жизни. Однако, с точки зрения автора этого материала, возможно, да, так и будет, но, надо полагать, очень нескоро, поскольку в одном из старейших вузов Иркутской области руководителями долгое время были люди, увлекавшиеся воровством картин из вузовской галереи, а в другом у ректората нет никакого представления о достойном внешнем виде зданий, расположенных в самом центре Иркутска. Представить, что когда-то ИГУ будет иметь не только собственную единую территорию, но и известную автономию в пределах муниципального образования, крайне трудно. Более того: в американских вузах ректорат понимает, что в субботу студентов нельзя оставлять одних ради их же собственной безопасности, поэтому руководство вузов создает некие общественные мероприятия, куда приглашают как можно больше учащихся. Сравните это с иркутскими вузами, с полностью проваленной молодежной политикой на уровне что города, что области – и осознайте всю глубину нашей отсталости…

Слишком слабые требования

По мнению Михаила Рыбалко, российская система образования слишком мало требует от студентов. В США, чтобы получить хотя бы В (то есть «хорошо» в нашей системе), студент должен работать очень усердно, в России нечто подобное можно увидеть лишь в лучших вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Проще всего приспособиться к такой системе тем, кто учился в частных школах, но их мало и в России в целом, и в Иркутске. Студенты в США развивают искусство письменной речи – в российской системе образования студент если пишет, то только курсовую работу в последнюю ночь перед сдачей. В США студент должен написать не менее 20 страниц перед каждой встречей с преподавателем и не рискнет пропустить ни одну такую встречу, если претендует на высокий балл.

Да, в США есть множество публичных школ, где учеников никак не стимулируют и не помогают учиться – этим Россия пока отличается к лучшему. Но с другой стороны, следующая ступень обучения, высшее образование, дает поступившему в вуз неизмеримо больше внимания и намного более качественные знания и навыки. Студент в США имеет две специализации (например, лингвистика + экономика), а в будущем это позволяет проще трудоустроиться.

В России многие работодатели говорят, что выпускников вузов нужно переучивать; выпускнику в США это придется делать лишь в том случае, если ему нужно работать с иностранцами: американский прагматизм не дает «лишних» знаний о жизни в мире. Американцев, по оценке Михаила Рыбалко, не интересует внешний мир, они практически никуда не ездят – тут, впрочем, сказывается и отсутствие отпуска: могут дать неделю отдыха и посоветуют «взять деньгами». Очень немногие интересуются литературой, мало кто учит стихи (и тем более в рамках школьного образования); в первую очередь студентов на любой лекции интересует, будет эта тема в тесте или нет. Российские студенты могут не отпускать преподавателя все новыми и новыми вопросами «для собственного развития», американцев же интересует только то, на чем можно в будущем заработать деньги.

В России пока нет широкого распространения системы личных рейтингов студентов – разве что в Высшей школе экономики, где лидеру рейтинга дают стипендии, дополнительные поездки в другие страны и другие возможности, вплоть до трудоустройства. Такие требования придут со временем и в иркутские вузы, а направлять наше развитие будут традиции и тренды, сформированные в странах Запада, как уже пришли магистратура и бакалавриат.

Остается только надеяться, что с Запада будет взято лучшее, а не худшее. Например, студенты в США могут выбирать преподавателя, и случается, что лектора не выбирает никто. Такого преподавателя вуз может уволить. Студенты и преподаватели во многих штатах являются важной общественной и политической силой: именно они формируют оценку действующей администрации и сыграли не последнюю роль в поражении Дональда Трампа в 2020 году.

Важная деталь всей этой истории раскрылась, когда Михаил Рыбалко отвечал на вопросы слушателей. Хотя Польша, очевидно, выбрала для себя ориентацию на Америку во всех сферах экономической и политической жизни – в самих США до этого никому нет никакого дела. Если у человека есть польские корни – тогда может быть, но учить язык и изучать современную жизнь Польши никто по своей воле не станет. Русский язык считается критически сложным, его учат немногие и знают еще меньшее количество американцев. Стоит помнить об этом, изучая их систему образования и выбирая для себя ориентиры.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Гарвардский университет в штате Массачусетс –
старейший в знаменитой «Лиге плюща». Фото freefoto.ca

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии