Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Владимир Хандыго: БАМ на линии жизни

27 ноября, 2017


1.jpg

…Первый отряд добровольцев прибыл на вертолетах в Казачинско-Ленский район на строительство Байкало-Амурской магистрали в июне 1974-го. Иркутянин Владимир Хандыго, на ту пору третий год работавший первым секретарем местного райкома партии, до сих пор хранит список этих ребят. Их разместили в палаточном городке, за несколько дней до того разбитом на берегу быстрой реки Окукихты, левого притока Киренги. Как только бойцы обустроились, состоялось собрание, на котором постановили наречь одно из первых бамовских поселений Магистральным. Название это наш герой Владимир Павлович и предложил. А весь первоначальный список был большой — Корчагинск, Комсомольск и даже Берийск (от названия речки Берия). Словообразовательную связь со станцией Киренга исключили сразу — чтобы не путали с городом Киренском. Уже вечером того же дня по областному радио передали: в Казачинско-Ленском районе родился поселок Магистральный.

«Еду и думаю: куда еду?»

Вот таким же молодым или чуть помоложе, чем большинство этих ребят, прибыл он в Иркутскую область, только раньше на 23 года. Свежеиспеченный железнодорожник, первый из своей семьи в этой сфере, окончив в белорусском Гомеле техникум по профилю, ехал Володя Хандыго в сентябре 1951-го куда-то в Сибирь и думал: «Куда я еду?». Оказалось, уехал даже дальше, чем надо, пришлось немного вернуться: замначальника ВСЖД Павел Кислицын, приняв новобранца в Иркутске, определил его в Нижнеудинское отделение дороги. Там Владимир был назначен дежурным по станции Будагово в Тулунском районе.

Трудился Хандыго хорошо, ответственно, в системе оказался востребованным, тем более что профильное образование было тогда редкостью на ВСЖД и в должностях повыше. Не прошло и года, как стал начальником станции Кадой, потом был переведен в Хингуй. Вскоре получил новое назначение — инструктором политотдела все того же Нижнеудинского отделения дороги, а меньше чем через год — помощником начальника политотдела Зиминского отделения ВСЖД. Когда политотделы на транспорте упразднили, Хандыго возглавил станцию Харик в Куйтунском районе и впервые был избран членом райкома, а также депутатом поселкового совета — это было в 1956-м.

3.jpg

В 1959 году при слиянии Нижнеудинского и Зиминского отделений руководитель этого нового структурного подразделения, ознакомившись с личным делом Владимира Павловича, издал приказ назначить его начальником станции Алзамай. Коллектив ее был по сравнению с прежним местом работы просто огромным — больше сотни против тринадцати, но Хандыго с доверием справился, как, впрочем, и на каждой следующей ступени своего трудового пути.

Отработав в десятке районов Иркутской области, Владимир Павлович участвовал во многих знаковых для ее истории событиях. Так, например, в 1965 году его, тогда второго секретаря Чунского райкома партии, пригласил знаменитый первый секретарь Иркутского областного комитета КПСС Семен Щетинин и ознакомил с новой перспективой: в должности инструктора отдела организационно-партийной работы обкома заботам Хандыго были поручены Братск и Братский, Черемховский, Шелеховский и Чунский районы. В ней же ему довелось открывать партийной конференцией новый, Усть-Илимский район.

Щетинин благословил нашего героя идти дальше. Первым секретарем Казачинско-Ленского района Владимир Хандыго был назначен в 1970 году и именно на этом посту стал причастен к бамовской истории с 1974 по 1984 год, начиная с первого колышка и заканчивая сдачей магистрали в эксплуатацию.

«Трудности вас ожидают исключительно огромные…»

Вверенный нашему герою район был затерявшейся в истории глухоманью, поскольку уклад тут раньше если и менялся, то очень медленно, столетиями. Три с половиной тысячи жителей и одна автомобильная дорога. Восемь колхозов, входивших в протянувшийся по Лене и Киренге Казачинско-Ленский коопзверопромхоз. Коров на расположенный в Братске мясокомбинат гнали своим ходом, а свиней транспортировали по воде плотами в Киренск, где перегружали на баржи и — до Усть-Кута, только там на этом тернистом пути и начиналась железная дорога.

Как-то в расположенный в селе Казачинском райцентр сообщили, что в паре десятков километров плот развалился, свиньи плавают. Ликвидировать ЧП отправились на моторной лодке второй секретарь райкома партии и председатель райисполкома. Пока вылавливали животных, которые, кстати, обнаружили удивительные плавательные способности, завидели идущую из Киренска «Ракету», полную пассажиров. Пришлось прятаться, чтобы не узнали по галстукам…

Вот в этих дремлющих во времени местах и предстояло проложить полторы сотни километров железной дороги. На митинг, состоявшийся на второй день после палаточного новоселья, который отметили 208 бойцов из всех уголков Иркутской области, начальник милиции, судья, прокурор, работники почты и Сбербанка приплыли на лодках.

Владимир Хандыго дословно запомнил свою адресованную строителям речь:

— Товарищи, трудности вас ожидают исключительно огромные. Вы будете строить в зной и лютые морозы, на вашем пути встретится большое количество ручьев, рек, сопок и ущелий, непролазных болот и буреломов, и плюс ко всему вас ожидают тучи таежного гнуса — комаров и мошки, а это не совсем приятная штука. Но ведь вы на то и первопроходцы!

4.jpg

Сила инициативы

БАМ, конечно, был в эпицентре внимания страны, его строительство стало славной вехой и в 80-летней истории Иркутской области. Так, в новорожденный Магистральный приезжала тогда еще совсем молодая Валентина Толкунова. Потом здесь выступали Владимир Винокур, Лев Лещенко, Геннадий Хазанов... Хранит Владимир Хандыго и фотографию, где запечатлен приезд космонавта Владимира Джанибекова, которого вместе с Виктором Савиных в 1985 году отправят спасать станцию «Салют-7».

Но конечно, главным в жизни молодого населения Магистрального, а потом Улькана и Кунермы, появившихся на карте чуть позже, была тяжелая работа. Все вопросы, связанные с организацией их жизни, Владимир Хандыго должен был решать быстро и эффективно, начиная с обустройства вертолетной площадки. Каждый день — новые задачи. Так, сразу же пришлось определяться не только с палатками, одна из которых стала первым клубом, но и с их отоплением — ночами ребята мерзли. Заодно и начальнику райпотребсоюза помогли: нашлось применение железным печкам, которые до того никто из местных не брал, пылились на складе.

Первоочередной масштабной задачей было построить до холодов временное теплое жилье. Помогли речники, которые доставляли в Казачинское щитовые дома. На 50 гектарах поля, где раньше колосились зерновые, пролегла первая улица Магистрального — Энтузиастов.

Владимир Хандыго говорит: «За свою жизнь я написал два заявления — о приеме на работу и выходе на пенсию. Даже о переводе не довелось просить — все за меня решали ВСЖД и обком партии». Немного лукавит Владимир Павлович. Не было в его биографии, наверное, ни одного периода, когда не приходилось бы ему проявлять для успешного решения поставленных задач личные смекалку и инициативу. Кстати, эти качества в нынешнее, почти забывшее идеологический страх время стали почему-то редкостью среди представителей власти.

Вот и в самом начале бамовской истории Казачинско-Ленского района Владимир Хандыго столкнулся с проблемой. За самовольный захват поля, где удобнее всего было строить первый поселок, можно было и под суд пойти. Пришлось звонить тогдашнему председателю облисполкома Юрию Кравченко. Высадившись из вертолета прямо на намеченное поле, тот с вариантом Хандыго согласился и решил вопрос через Москву, где добро дал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, который сам когда-то начинал карьеру почти рядом — в Киренске.

Перевести райцентр из Казачинского в Магистральный не получилось. А вот остро нужный для строительства дороги и инфраструктуры временный мост возвести удалось быстро, для чего Владимир Павлович слетал в Алма-Ату и вообще навел много «мостов» в переносном смысле.

«Вы что, меня же посадят!»

Место для поселка отстояли, но как переправляться через быструю, горную Киренгу? Сплошное мучение! Возможность пустить через нее паром решали через министра речного флота Сергея Кучкина, который очень удивлялся появившимся раньше, чем в Москве, помидорам в огороде Владимира Павловича. Супруга Хандыго Зинаида Павловна, кстати, часто фактически помогала мужу в дипломатии, хлебосольно принимая каждого гостя.

…Но паром полностью задачу не решал. Мост нужен был всем, в том числе едва выходящему из этапа планирования Иркутского филиала «Гипролестранса» Казахскому леспромхозу (на прилегающих к БАМу регионах, в том числе в Казачинско-Ленском районе, массово появлялись новые лесопромышленные предприятия). Благодаря приложенным организационным усилиям в сентябре 1978 года на свет появилось письмо министра сельского хозяйства Казахской ССР Михаила Моторико, к ведомству которого относился названный ЛПХ, руководителю Иркутского обкома КПСС Николаю Банникову с рекомендацией разрешить — «в порядке исключения» — командировку Хандыго в Алма-Ату. Там министр спросил Владимира Павловича: «Сколько просишь?» — «Миллион». — «Миллион своим решением не могу, только 999 тысяч».

Вскоре баснословная сумма была перечислена на имя гостя из Сибири.

5.jpg

Вернувшись домой, Хандыго велел бухгалтеру перевести эти деньги «Мостоотряду-45», чрезвычайно ее вначале этим напугав: «Вы что, меня же посадят!». Потом решали вопрос с транспортировкой с Усть-Илимской ГЭС тридцати шести ферм для возведения объекта, и это тоже было отдельной историей, снова потребовавшей от Владимира Павловича его опыта взаимодействия с разными руководителями в Иркутской области. Сейчас, кстати, фермы моста, на смену которому пришел потом и постоянный, также служат — из них сделан мост через Ушаковку в Иркутске. 

Лучшее время

Дело молодое, и вскоре после начала истории Магистрального там начались свадьбы. Детали организации самой первой прорабатывали на уровне райкома. Первым делом надо было молодых доставить в Казачинское — в ЗАГС. Для этого привлекли вертолет. Прибывшую с воздуха пару встречала служебная «Волга»…

Для разменявшего на БАМе пятый десяток лет Владимира Хандыго все эти ребята были в чем-то как собственные дети. Радовали и свои — в семье появились сначала дочь, потом сын, родители и сами не заметили, как те выросли, пока семья переезжала из района в район. Вроде бы все как вчера! Потом родились внучка и два внука, один из них, как и дед, работает в железнодорожной сфере, и должность у него генеральского уровня. У супругов Хандыго есть уже четыре правнука.

А с женой своей Зинаидой Павловной Владимир Павлович познакомился еще на первой своей станции — в Будагово. Был ее дежурный ведь не только солидным железнодорожником, но и бравым парнем и гармонистом. Из многих местных красавиц, в том числе и вздыхавших по такому жениху, он сам выбрал будущую супругу. А она, кстати, планов о замужестве не строила — просто бегала с подружкой на танцы. Были девки обе рыжие, и вначале будущая теща, с которой Владимир завел разговор на тему возможного знакомства, не поняла, о ком из девчонок речь… А через пять месяцев состоялась свадьба. С исторической точки зрения супруги Хандыго, можно сказать, земляки — родители Зинаиды Павловны из Белоруссии. К слову, в Сибири Владимир Хандыго, как мог, популяризировал любимый инструмент. Ведь на его родине на танцы «мобилизовывались» по целой скамье гармонистов, а в Иркутской области он часто вынужден был отдуваться один. Поэтому многих и учил исполнительскому мастерству — так сказать, по необходимости.

Владимир Павлович вспоминает, как на всех праздниках, на которые было время у них в молодости, было весело без спиртного. С этой точки зрения «подведомственная» ему молодежь БАМа от них не особо отличалась — спиртное в магазине Магистрального спросом не пользовалось. Вплоть до того, что за некоторые месяцы ни бутылки не покупали, и в этом смысле поселок был образцовым.

Ни временное, ни — во всяком случае, в первые годы — постоянное жилье в Магистральном запирать необходимости не было. Деньги и вещи никто не трогал. У участкового фактически не было работы. Ситуация несколько ухудшилась с организацией в районе колонии-поселения, но традиция добрососедства во многом жива в этих местах до сих пор.

Выполняя планы, думали не только о показателях. Например, когда строили Улькан, принялись рубить подчистую все деревья. И Хандыго сказал начальнику участка: «Руби деревья только под дома, а то уволю». С этого, кстати, на магистрали и началось движение «Сохрани березку!».

6.jpg

БАМ в сердце

…Владимиру Хандыго выдали именной билет с присвоенным званием пассажира первого поезда, которым открывалось сквозное движение по БАМу. После Казачинско-Ленского района его ждал еще один большой этап трудовой биографии, но магистраль, это видно по его эмоциям, прошла прямо через его сердце. За время работы Владимира Павловича в Казачинско-Ленском районе население территории (а речь идет только о голосовавших) выросло с 3,5 до 31 тысячи человек. О том, как строили БАМ, а вместе с дорогой росли поселки, развивалась экономика, он может написать целую интересную книгу, основываясь на личном опыте и впечатлениях. Ведь, если обобщать, нашему герою необходимо было координировать все усложняющуюся систему, для чего нужны были мудрость, сила, смелость и много знаний, в том числе в области психологии, которые приобретались самостоятельно, практикой и интуицией…

За свою работу на Байкало-Амурской магистрали Владимир Павлович Хандыго получил орден Дружбы народов, два ордена «Знак Почета», медали… Почетный гражданин Казачинско-Ленского района. Особо гордится он и полученной раньше медалью — за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Такая же есть у его супруги, как и у многих других представителей их героического, главного в стране поколения, положившего начало кардинальным переменам в том числе в жизни Иркутской области.

Наталья Антипина, «Байкальские вести», Елизавета Орлова,
специально для «Байкальских вестей».

Фото Елизаветы Орловой и из архива Владимира Хандыго

На фото: Отряд строителей высаживается в Казачинско-Ленском
районе. 1974 год;

Вводится в постоянную эксплуатацию западный участок БАМа.
Ленточку режет первый секретарь Иркутского обкома КПСС
Николай Банников. 1981 год;

Первый заместитель председателя Совета Министров СССР
Гейдар Алиев приехал в Казачинско-Ленский район в качестве
главы комиссии Совета Министров по строительству и освоению
Байкало-Амурской магистрали. Левее, в первом ряду —
первый секретарь Иркутского обкома КПСС Василий Ситников.
1984 год;

Владимир Хандыго с невестой Зинаидой. Начало 1950-х;

Владимир Павлович и Зинаида Павловна Хандыго. 2017 год

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии