Война и мир Георгия Федотова
Георгий Александрович помнит первую смерть на фронте: тот солдат, пулеметчик, погиб под Калугой. Хороший, веселый был парень, ровесник… О страшной цене, которую их поколение заплатит за Победу, тогда еще не знал никто. Так, из них, девяти новобранцев, которых в день призыва напутствовал председатель колхоза, домой вернулись только трое.
Ветеран Великой Отечественной войны Георгий Федотов родился в селе Большое Казаково в Забайкальском крае, в крестьянской семье. Когда пришло время идти в армию, страна жила мирной жизнью — был 1939 год. Службу выпало проходить в Среднеазиатском военном округе. В июне 1941 года они мечтали прогуляться напоследок по Ташкенту и вернуться домой… А уже через месяц были под Москвой, в составе действующей армии. 5 июля дивизия отправляется на смоленское направление, в районы Можайска и Вязьмы, получив задачу удерживать оборонительные рубежи по левому берегу Днепра, одновременно неся патрульную службу по борьбе с немецкими диверсантами-парашютистами. Потом участвовали в тяжелых оборонительных и наступательных боях осенью и зимой 1941 и в начале 1942 года. Принимали участие в боях за Тулу, Калугу, Серпухов, дрались за дорожные магистрали Москва — Тула. Запомнился памятник в районе села Тарутино, установленный русским воинам, тоже сражавшимся в этих местах, но в 1812 году…
Окончивший семилетку и бухгалтерскую школу Георгий Федотов парнем был решительным, расторопным и памятливым. Командование это заметило и определило солдата в связные. Дело ответственное: нужно было запоминать и передавать между офицерами толково и быстро нужную информацию: боевую обстановку, расположение сил… Иногда с очередным офицером находили подходящую горочку и осматривали все как есть, иногда — в условиях нехватки времени — надо было все запоминать со слов. Георгий не терялся ни днем ни ночью, на любой местности и под пулями. Раз с товарищем слишком уж отвлеклись от опасности и вышли на последнего своего пулеметчика — а тот их матом: «Куда?!»… Со временем все выше по званию становились командиры, с которыми надо было иметь дело, а Федотов все так же ответственно выполнял свои военные задачи: запоминал и буквально летал, был их глазами, ушами, руками…
В конце февраля 1943 года дивизия, в которой воевал Георгий Федотов, свыше 300 км прошла по снегам, прибыв на Курскую дугу из-под Ржева. Все необходимое несли на себе, тащили на салазках и волокушах. Дивизия была включена в состав войск 65-й армии генерала Павла Батова. Армия прибыла из-под Сталинграда и включилась во вновь образованный Центральный фронт под командованием генерала Константина Рокоссовского. Дивизия с марша вступила в соприкосновение с противником — так наш герой оказался на Курской дуге. Здесь, вспоминает Георгий Александрович, они сменили партизан, которые в условиях нехватки частей помогали танкистам.
Воевали в тяжелых условиях. К этому времени сержант Федотов нес службу в опергруппе — их, несколько человек, направляли для решения локальных боевых задач разного рода. Готовым надо было быть ко всему. Фашисты упорно прощупывали передний край, искали слабые места, охотились за языками. В одну из июльских ночей в ячейке наблюдателей на нейтральной полосе дежурили сержант Андрей Бестужев и красноармеец Николай Голубятников. И немцы внезапно открыли артиллерийский огонь — оба наблюдателя были ранены. Бестужева засыпало землей, а Голубятникова ворвавшиеся в окоп немцы принялись приводить в чувство. Озлобившись, они полоснули бойца ножом по лицу, отрезали ему уши, но он не дал знать, что жив и в сознании. Подоспевшие товарищи автоматным огнем отбросили врага и вынесли из окопа раненых. Уже после войны Николай Дмитриевич Голубятников посетил эти места, а жители села, где шел тот бой, присвоили гостю звание почетного жителя Литижа…
Как вспоминает Георгий Федотов, даже в сложнейших условиях постоянных боев и дефицита продовольствия советские солдаты не теряли лучших человеческих качеств. Как-то старшина батальона с группой бойцов вернулись в расположение с коровой и теленком, обнаруженными на нейтральной территории. В то же время к хозяйке, у которой квартировал старшина, пришла знакомая из соседней деревни — женщина с двумя ребятишками. И обрадовалась — узнала свою буренку! Ругнув замысловато Гитлера, старшина приказал готовить кашу — ясно, что без мяса…
Георгий Александрович Федотов пробыл на фронтах в общей сложности 1395 дней, отмерив дорогами войны путь от Москвы до Германии. Его дивизия, награжденная орденом Красного Знамени с присвоением звания «Речицкая», освобождала Белоруссию и Польшу. Георгий Федотов был дважды ранен, при обороне Москвы и на Курской дуге, награжден боевыми орденами Отечественной войны (дважды) и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Москвы» и «За взятие Кенигсберга», трижды получал благодарность от главнокомандующего. Победный май встретил на Балтийском море, за Кенигсбергом, на полуострове, откуда выбивали немцев. Вспоминает: где-то 5—6 мая вернулся с задания, переправившись на суденышке, за которым еще охотилась фашистская авиация. А 9 мая телефонист сообщил: Германия капитулировала! Те сто граммов с перловой кашей ветеран помнит как вчера…
Вернувшись домой, Георгий Александрович создал семью, женившись на землячке. Со своей Екатериной Сидоровной душа в душу прожил 63 года, пока смерть не разлучила... Вырастили сына и дочь. Глава семьи 34 года отдал старейшему в Забайкалье золотодобывающему предприятию — «Балейзолото».
Георгий Александрович свято помнит имена всех однополчан. Несмотря на солидный возраст, принимает участие во всех встречах со школьниками, которые организует совет ветеранов № 17. И как символ, рассказывает ребятам историю. В разгар боя на Курской дуге возле разрушенной избы они увидели мертвую женщину — ее сразил осколок. Рядом копошился парнишка лет пяти. Мальчишку завернули в плащ-палатку и передали на полковой медицинский пункт. Опеку над ним взял капитан медслужбы, отправив матери в Ташкент. Через годы, в 1980 году, на встрече с ветеранами 194-й стрелковой дивизии, Георгий Федотов увидел высоченного горного инженера, сорокалетнего отца семейства. Того самого сироту — всем фашистам назло выжившего, вынесенного бережными солдатскими руками из-под огня мальчика Сашу Кубарева…
Наталья Антипина, «Байкальские вести»
На фото: Георгий Федотов. Польша, 1944 год;
Крепка фронтовая дружба! Этот снимок Георгий Федотов (он на фото справа) отправил когда-то в одну из газет Алтайского края — искал однополчан. Через некоторое время в дверь его иркутской квартиры постучались. Открыв, Георгий Александрович увидел молодых женщину и мужчину с такой же фотографией в руках. Это были внуки Александра Щигарева (сидит на фото в центре). Скоро в гости пожаловал и сам Александр — он рассказал, что с той самой газетой к нему прибежали прямо домой
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.