Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время непростых решений

24 октября, 2022


1ч.jpg

Законодательное собрание Иркутской области сформировало к очередной сессии, состоявшейся 19 октября, повестку из 33 вопросов. В начале сессии присутствовали 43 депутата из 45, кворум сохранился и к концу.

Нашествие Мамая и советская власть

После награждения почетными грамотами и решения дежурных вопросов о назначении судей депутаты одобрили решение о преобразовании Казачинского и Мартыновского муниципальных образований Казачинско-Ленского района Иркутской области и о внесении изменений в закон Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Казачинско-Ленского района Иркутской области». Как пояснил мэр района Сергей Швецов, объединение давно назрело, поскольку в сельском поселении работы нет, строительство не ведется, а все социальные и государственные услуги жители Мартыновского получают у соседей. Расширять штат администрации в связи с принятым решением не придется, дополнительных расходов бюджеты не понесут.

Депутат Антон Романов сравнил положение дел в Казачинско-Ленском районе с нашествием Мамая и попросил рассказать о том, как в районе обстояли дела при советской власти. По оценке депутата, довольно скоро администрации района придется собрать всех жителей в райцентре, поскольку никаких иных перспектив нет. Глава района заявил, что в Казачинско-Ленском районе сельское хозяйство могло существовать только при постоянных дотациях, поскольку климат к выращиванию чего-либо в товарном количестве не располагает – даже корма для крупного рогатого скота надо ввозить из соседних районов. Разумный предприниматель в таких условиях работать не станет – они и не работают: молоко для детей тоже возят из соседних, относительно благоприятных районов. Решение было одобрено голосами 39 депутатов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Лабыгин попросил Законодательное собрание изменить в штатном расписании соотношение гражданских и государственных служащих – дескать, это поможет эффективнее защищать права предпринимателей и преодолевать бюрократические барьеры. Сессия не стала возражать и продолжит работу над законом во втором чтении. Уполномоченный по правам ребенка Татьяна Афанасьева вышла с аналогичным предложением – там госслужащих станет больше на два. Судьба закона та же: над ним проведут экспертизы и продолжат работу.

Большой интерес вызвал доклад министра финансов Наталии Бояриновой по законопроекту «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». В случае принятия закона с 1 января 2023 года в области ввели бы механизм «отрицательных трансфертов», по которому больше средств будет аккумулироваться в региональном бюджете. Правительство области предлагает перенести введение механизма на 2026 год – это, напротив, позволит 65 муниципальным образованиям оставить в своих бюджетах более 2,2 млрд рублей. Депутаты одобрили предложение правительства.

Проект закона «О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации областного государственного имущества на 2022 год» уже на стадии обсуждения в комитетах ЗС почему-то вызвал волну негативных комментариев в социальных сетях. Речь шла о передаче ливневой канализации Байкальска (суммарная стоимость около 227 млн рублей) на баланс «Особой экономической зоны Байкальска», а также нескольких зданий и автомашин, пришедших в непригодное для эксплуатации состояние. Более опытные в оценке последствий приватизации одобрили законопроект без возражений. Также спокойно был принят и план приватизации на 2023 год, в который пока входит в основном движимое имущество.

Сколько денег – столько песен

Доклад министра спорта Павла Богатырева по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» был встречен очередными возражениями депутата Романова. Министр пояснил, что по решению федерального правительства спортивные секции возвращаются в статус учреждений дополнительного образования – как это было несколько лет назад. Депутат Романов недоволен тем, что к нему в секцию приходят дети, которые не умеют завязать шнурки и даже не знают, где лево, где право. Министр логично напомнил, что если кто и виноват в проблеме, то не минспорта, которое получает уже сформированную личность. Вопросы надо адресовать семье и школе. Сессия одобрила законопроект.

Проект закона «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области» имел статус, заранее обеспечивающий документу «зеленый свет», так как это законодательная инициатива Байкальского межрегионального природоохранного прокурора. Разговоры об экологическом образовании ведутся лет этак 50, однако, как отметил и. о. природоохранного прокурора Алексей Калинин, воз не сдвинулся ни на шаг. Нарушений еще много, люди ведут себя неграмотно и варварски. В законе прекрасно все, за исключением пункта «принятие закона не повлечет за собой увеличение расходов» – увы, если в воспитание экологической культуры вложить ноль рублей, результат получится на ту же сумму. 

Депутат Романов попросил подробнее рассказать о механизмах реализации закона и тут же сам придумал пару подходящих – например, на предприятия, загрязняющие окружающую среду, можно было бы направлять неких уполномоченных для проведения занятий по «экологической информации». Оказалось, что механизмы в законе не прописаны: если в школах детей учить экологическому поведению, то когда-то потом, когда дети станут взрослыми руководителями предприятий, это даст эффект. Но в целом законопроект получился слабым, и профильный комитет по социально-культурному законодательству признал необходимость много и глубоко работать над ним перед вторым чтением.

После небольшого перерыва министр экономического развития и промышленности Наталья Гершун представила депутатам информацию о рассмотрении результатов проведенной правительством Иркутской области оценки эффективности налоговых льгот, установленных пятью законами области в 2007–2015 годах. По итогам 2021 года предприятия и организации области смогли получить 7,4 млрд рублей, в том числе по налогу на прибыль 4,3 млрд, по налогу на имущество 2,5 млрд, по транспортному налогу 280 млн и по упрощенной системе налогообложения 330 млн рублей. При этом льгота по налогу на прибыль, например, сократилась на 17 процентов. Льготой по налогу на имущество организаций чаще всего пользуются бюджетные организации в муниципальных образованиях – тут имеется 1976 получателей, число которых не растет. Зато получателей льгот для малого и среднего бизнеса за год стало на 43 процента больше. Сессия приняла документ к сведению.

В режиме ЧС

Сессия подтвердила решение комитета по здравоохранению и социальной защите и признала утратившим силу закон Иркутской области «Об отдельных мерах социальной поддержки граждан, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, о финансовой помощи муниципальным образованиям». Все предусмотренные меры помощи были реализованы, закон сделал свое дело и больше не нужен. Депутат Денис Шершнев рассказал об одной из категорий жителей пострадавшего района, которые не утратили жилье или иное имущество, но косвенно тоже стали жертвами стихии. Как быть с ними? Старший помощник областного про­курора Ольга Борисова заверила, что, пока не снят режим ликвидации ЧС (а он установлен указом президента), помощь нуждающимся будут оказывать.

Затем депутаты по представлению прокуратуры отменили и закон «О дополнительной мере социальной поддержки семей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области». В свое время он был принят на случай, если некая семья, утратившая жилье, не сможет устроить ребенка в муниципальный детский сад по новому месту жительства, – в таком случае ей дали бы денег на частный детский сад. За три года, отметила Ольга Борисова, не было ни одного обращения за получением такой помощи. Чтобы успокоить некоторых депутатов, не уверенных в полноте информирования граждан о такой интересной возможности, председатель ЗС Александр Ведерников рассказал о разработке типового закона со схожим смыслом. Главное различие между отмененным и новым законами состоит в том, что во втором нет географической привязки к уже состоявшемуся чрезвычайному событию – там вписано просто «Иркутская область». Теперь, где бы ни произошло ЧС, люди смогут получить помощь из бюджета. 

Министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолий Никитин познакомил депутатов с поправками, которые будут внесены в областной закон о капитальном ремонте жилья. В частности, после того, как правительство региона разработает положение о порядке приема работ, выполненных Фондом капитального ремонта (ФКР) многоквартирных домов, в подписании актов смогут принять участие представители муниципальных образований. Было бы куда полезнее включить в цепочку принимающих работы непосредственно жителей домов – ведь не муниципалитет, а именно жители собирают взносы и оплачивают работы.

Депутаты обратили внимание на предложение разрешить оплачивать авансом «более 30 процентов стоимости работ». Тут есть чего опасаться: более 30 – это ведь и 100, а далеко не факт, что подрядные организации получат такую сумму и справятся с поставленными задачами точно в срок. Депутаты назвали министру множество причин сомневаться в работе ФКР, на что он отвечал много и подробно, а мог бы сказать всего одну собственную фразу: «Казусы есть».  

«Пролетают все»

Обсуждение законопроекта «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области» началось с комплимента Александра Ведерникова в адрес министра природных ресурсов и экологии Светланы Трофимовой. Министр сумела так наглядно представить существующее положение и предстоящие изменения, что председатель ЗС призвал всех министров брать с нее пример. Но вскоре, после дополнительных вопросов, выяснилось, что для управления региональными ООПТ уже создана некая дирекция, которая не связана ни с федеральными, ни с муниципальными структурами, – ею будет управлять какой-то консультативный совет, о котором на сегодняшний день нет даже положения. Депутат Романов высказал предположение, что вскоре дирекция превратится в ООО, которое будет распоряжаться землями на Байкале вообще по собственному разумению.

Александр Ведерников напомнил, что не так давно Иркутская область, в которой много административных структур, советов и координационных совещаний, потеряла значительные средства, выделенные из федерального бюджета на охрану Байкала. Министры Трофимова и Никитин попытались объяснить, что произошла ошибка в подаче информации и в целом с федеральными деньгами «пролетели все» регионы вокруг Байкала – денег на ликвидацию ущерба и строительство очистных сооружений не будет как минимум до 2026 года. Александр Ведерников пообещал во избежание дальнейших разночтений в представленной депутатам информации оформить все вопросы в виде официального парламентского запроса.

Будни трудового фронта

Сессию завершил правительственный час на тему «Проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования в Иркутской области». Как признал Александр Ведерников, предприятиям области остро не хватает рабочих рук и с этим надо что-то делать. Недаром председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов напоминал: в области нет ни одного Героя Труда Российской Федерации. Есть памятник тому, что Иркутск в годы Великой Отечественной войны был городом трудовой доблести, но признания того, что сегодня одна Иркутская ГЭС производит энергии больше, чем в те времена вся область, вы нигде не найдете.

Пока же министр образования Максим Парфенов считает достижением снижение количества десятых классов, потому что дети сразу понимают: с такими знаниями, какие дают школы, про вузы думать нечего. В области работают 80 организаций среднего профессионального образования, из которых 55 подчиняются министерству образования региона. Ежегодно 10 тыс. сотрудников этих учреждений выпускают более 12,3 тыс. специалистов для экономики Иркутской области. Но для сферы транспорта, например, уже сегодня нужно учить в три раза больше специалистов, чем могут техникумы и колледжи области. Еще один показатель неблагополучия: только половина выпускников с дипломами областных учреждений находят работу в первый же год после выпуска. Есть, разумеется, объективные обстоятельства вроде декретных отпусков и призыва в армию, но все равно мало.

Максим Парфенов полагает, что нагрузка по подготовке рабочих кадров должна быть распределена между министерством образования (для которого это прямая обязанность) и бизнесом. Если говорить до конца откровенно, то и техникумы, и даже вузы области поставляют экономике в лучшем случае некие «заготовки» специалистов и каждую нужно «дорабатывать рашпилем» несколько лет. Пока на целевом обучении в области насчитывается… 150 студентов. Это очень мало, с какой стороны ни посмотри, тем более что в реальное производство уйдут только 96 человек, остальные 54 – это будущие педагоги.

Расходы на систему профессионального образования министр не назвал достаточными. Большинство зданий техникумов и колледжей построены 50–60 лет назад, 80 процентов не видели капитального ремонта никогда. Мест в общежитиях не хватает 930 студентам, вообще для создания комфортной среды нужно не менее двух миллиардов рублей. Будущую рабочую элиту Прибайкалья заранее приучают к мысли, что ничего хорошего их не ждет: академическая стипендия составляет 539 рублей, социальная – 809 рублей; на питание в день выделяется 31 рубль, в районах Крайнего Севера – 36 рублей.

Содоклады руководителей смежных министерств не добавили в картину оптимизма. Минздрав, например, не может увеличить заработную плату и обеспечить будущих фельдшеров жильем, поэтому пытается повысить численность сотрудников, заключая со студентами соглашение о целевом наборе. Выпускники давно придумали способ обойти заключенный договор, поэтому эффективность такой работы не стоит даже обсуждать.

Проблемы закрепления кадров коснулась в своем выступлении и председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова – по ее мнению, нужно вспомнить известный советский опыт распределения выпускников. Совершенно неожиданный поворот разговору дал депутат Денис Шершнев, который впервые предложил обсудить проблему не с чиновниками, а с самими студентами техникумов и колледжей. Действительно, пока взрослые судят о ситуации мерками бюджетных расходов, у молодежи могут быть совсем иные, собственные представления о причинах поступления в конкретное среднее специальное учебное заведение и планах на жизнь.

Участники дискуссии поставили перед правительством множество вопросов, ответы на которые дать будет непросто. По мнению одного из депутатов, например, качество подготовки в учебных заведениях настолько низкое, что за год службы в армии выпускники полностью теряют квалификацию. Александр Ведерников напомнил, что нужно принять постановление с рекомендациями депутатов. Мало того что его начали готовить уже год назад, его нужно принимать срочно – если отложить постановление на ноябрь, то правительство не успеет внести корректировки в бюджет на 2023 год. Оказалось, что профильный комитет Ирины Синцовой не смог подготовить постановление, потому что министерство образования не предоставило депутатам данные с конкретными потребностями каждого из колледжей. Депутат Евгений Сарсенбаев заявил, что такой результат станет признанием беспомощности министерства, поэтому депутаты приняли за основу имеющийся вариант постановления и будут над ним работать до ноября.

От великого до смешного

Сессия завершилась «принятием за основу» проекта депутатского запроса к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Депутаты предлагают приложить общие усилия к тому, чтобы в федеральном бюджете восстановили строку на ликвидацию шламонакопителей БЦБК. Депутат Анатолий Обухов известил сессию о намерении поставить перед администрацией Иркутска вопрос о восстановлении памятника борцам революции на Иерусалимской горе. Депутат решил приурочить свой вопрос к 100-летию образования СССР, которое некоторые граждане Российской Федерации намерены отмечать в декабре.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии