Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время подводить итоги

04 декабря, 2023

Дума Иркутска провела 29 ноября очередные депутатские слушания, рассмотрев шесть вопросов. В частности, городские власти в очередной раз вернулись к теме строительства школы на улице Багратиона. Этому объекту, как подсчитал один из депутатов, всего за один год только на депутатских слушаниях было уделено одиннадцать часов рабочего времени.

Дороги уходят за горизонт

Главный архитектор города Антон Жуков доложил депутатам о возможности исключения мероприятий по транспорту в границах города Иркутска из схемы территориального планирования Иркутской области. Вопрос этот был поднят по инициативе депутата Григория Вакуленко и поддержан большинством депутатов, которых не устраивает ни нынешнее положение дел, ни просматривающиеся в областных документах перспективы.

Антон Жуков представил депутатам несколько слайдов со схемами планирующегося развития транспортной инфраструктуры. В марте 2019 года, например, предполагалось строительство четырех автовокзалов, транспортного узла на базе железнодорожного вокзала и даже речного вокзала в микрорайоне Солнечном. Эта же схема, которая, видимо, войдет в историю областного центра как самая амбициозная, предполагала строительство нескольких автомобильных обходов города с северной стороны, автодороги «Байкальский луч» и нескольких вспомогательных дорог, связывающих город с южными обходами. Старожилы, возможно, вспомнят даже смелые планы строительства моста через Чертугеевский залив.

Спустя три с половиной года, в декабре 2022-го, от той схемы отказались в пользу новой. В ней был всего один северный обход, сохранились все автовокзалы, а также транспортно-пересадочный узел на железнодорожном вокзале и добавили автодорогу Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово. Однако каждый, кто занимался литературным редактированием, знает: в работе иногда наступает момент, когда хочется сократить уже вообще все подряд. Правительство Иркутской области сейчас находится как раз в той самой стадии: на рассмотрении находится новая схема планирования, в которой остались только северный обход и автодорога на Усть-Ордынский. Зачем называть это громким словом «схема» – решительно непонятно, ведь это просто карта существующих дорог с парой дополнительных линий.

Не успел Антон Жуков договорить, как на мониторах засветилось несколько имен желающих выступить и задать вопросы. Однако предстояло еще выступление представителя министерства транспорта Иркутской области. Как оказалось, региональные власти рассматривают Иркутск как центр одной из трех областных агломераций (еще две – Ангарская и Братская), а из хорошего и перспективного планируют только тот самый обход от Ново-Ленино со строительством нового моста через реку Иркут.

Городу обещали многие миллиарды на строительство новой дороги и чуть менее 2 млрд дополнительно на содержание дорог существующих. Главное, что было сказано по поводу схемы: ее существование в виде согласованного документа позволит Иркутску участвовать в различных федеральных и региональных программах, получать необходимое финансирование и, может быть, даже развиваться, не слишком отставая от современности.  

Депутат Григорий Вакуленко напомнил, что депутатов беспокоит отсутствие в документах территориального планирования перехватывающих парковок и автовокзалов, которые позволили бы прибывающим в Иркутск людям пересесть с междугородного транспорта на городской. Начальник управления дорожного хозяйства министерства транспорта Жанна Чиркова, как оказалось, последнюю версию документа не видела, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть эти опасения не смогла.

Депутат Ростислав Белых напомнил, что дума три года подряд обсуждает, например, южный обход. За это время сменилось множество вариантов, но так никто и не сказал депутатам, откуда пойдет развязка и куда она выйдет. Да, у думы нет полномочий вмешиваться в разработку областных документов, но у депутатов были предложения и пожелания с экономическими обоснованиями и поддержкой общественности.

Депутат Александр Квасов поддержал коллегу и попросил представителя министерства рассказать, какие документы (запросы, обращения, заявления) от думы в министерстве получили и какие приняли в работу. Жанна Чиркова пояснила, что в ведомстве работает менее года, поэтому ответить не вопрос депутата не может. Зато рассказала, что многие проекты (вроде кольцевой автодороги вокруг Иркутска) «уходят за горизонт 2030-х».

Депутат Александр Сафронов напомнил, что отсутствие развязок и других объектов в схеме означает, что на них не будет финансирования. Это, в свою очередь, ставит под вопрос все разработанные проектные документы, у которых выходят сроки экспертиз. Снова деньги были потрачены на ветер?

Несмотря на то что обращения думы до чиновников, работающих над схемой, не доходят, участники слушаний поддержали предложение депутата Вакуленко: направить еще одно обращение, еще раз пояснить позицию городских властей и предложить несколько вполне наглядных решений, которые могли бы исправить положение дел на дорогах. Достаточно построить вторую полосу на дороге Иркутск – Шелехов, чтобы ликвидировать многочасовые пробки в Свердловском районе. А то правительство планирует развивать туризм на Байкале, явно не понимая, чем это обернется для Иркутска.

Время идти в суд

Вопрос о строительстве школы на улице Багратиона давно и безнадежно зашел в тупик. И все давно знали, чем история закончится, но все откладывали решительные шаги, чтобы дать шанс застройщику довести работу до победного конца. Не получилось, пора подводить итоги и считать убытки.  

Начальник Управления капитального строительства (УКС) Иркутска Александр Зыбайло, который уже должен знать всех строителей школы в лицо (тем более что их не так уж много), заявил, что работы на данный момент не объекте не ведутся. Администрация города потребовала от подрядчика выплатить неустойку в размере 251 млн рублей. Тот, естественно, отказал, поэтому 28 ноября Управление капитального строительства Иркутска как заказчик подало иск в Арбитражный суд с требованием расторгнуть контракт. Дата судебного заседания будет назначена в ближайшее время. Со своей стороны УКС сделал еще одну попытку и предложил подрядчику завершить строительство, но получил еще один отказ.

Депутат Дмитрий Ващук в своем выступлении привел несколько фактов, свидетельствующих (по его мнению) о низкой профессиональной подготовке чиновников городской администрации, не сумевших найти общий язык с подрядчиком. По данным депутата, Иркутская область оказалась в списке аутсайдеров по вводу социальных объектов, и часть вины за это лежит именно на городских властях. По информации депутата, в частности, за последние четыре года в городе не введено ни одной школы – только пристрои.

Председатель думы Евгений Стекачев, который получил информацию из того же источника, отметил, что акценты на совещании у федерального инспектора были совсем другие: почему подрядчик, заваливший строительство, не в черном списке? В этом, конечно, тоже отчасти виноваты чиновники, но уже не городские, а областные.

Депутат Евгений Шеломенцев поставил вопрос иначе: жителям города важно не «кто виноват», а «когда эта волокита кончится и школа откроет свои двери»? По профессиональной оценке Александра Зыбайло, школу можно достроить за 12–14 месяцев. Но на пути к этому светлому завтра в любом случае стоит суровое разбирательство в суде уже сегодня. Насколько затянется суд – никто заранее не скажет, а пока он идет, подрядчик обязан содержать уже построенные секции школы в исправном состоянии, охранять стройплощадку и так далее.

Отвечая на вопросы других депутатов, Александр Зыбайло шаг за шагом открыл перед депутатами картину борьбы с подрядчиком, который упорно не желает исполнять свои обязательства. В свое время (довольно давно, надо сказать) в правительстве области была создана комиссия с участием первого заместителя главы областного правительства Руслана Ситникова, но ее работа не принесла результата. После этого в обсуждение включился сам губернатор Игорь Кобзев, а теперь уже и главный федеральный инспектор по Иркутской области Андрей Абрусевич. Более того: вопреки мнению части депутатов, проблемы со своевременным вводом социальных объектов возникают не из-за чиновников администрации, а из-за того самого подрядчика – сейчас он срывает сроки сразу нескольких объектов.

Депутат Алексей Савельев предложил перейти от бесконечного спора на тему «кто виноват?» к более конструктивной дискуссии на тему «где взять денег на завершение строительства?». Заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов напомнил, что, помимо неустойки (которую можно взыскать по суду), осталось более 300 млн рублей, выделенных на строительство. Будет подан иск и на возмещение ущерба, нанесенного просроченным строительством: первоначальный проект оценивали в 1,8 млрд рублей, а сейчас речь идет о 2,6 млрд. Есть шанс, что из федерального бюджета будут восстановлены средства, не израсходованные в 2022 году. Но для этого нужно привести на площадку нового полноценного подрядчика. В любом случае денег на завершение строительства мало. Депутаты приняли озвученную информацию к сведению и в очередной раз убедились: из-за школы на улице Багратиона в «красной зоне» внимания федеральных властей оказался не только Иркутск, но и вся Иркутская область.

И дым иркутский нам приятен

Помимо новых школ в разных районах, у Иркутска есть проблемы и с коммунальными сетями в районах центральных, исторических. Главный архитектор Антон Жуков представил депутатам общую информацию о расположении различных коммунальных систем и планах городских властей по их реконструкции и расширению. Депутат Сергей Юдин напомнил, что депутаты впервые подняли вопрос о реконструкции сетей в центре еще в 2012 году, однако до сих пор в центре есть дома без отопления, водопровода и канализации.

Депутат признает, что эти работы нельзя включить ни в один проект и ни в одну программу, поэтому предлагает создать рабочую группу и закрепить за ее участниками конкретные задачи и полномочия. Депутат Юдин полагает, что реконструкция коммунальных сетей даст некие перспективы бизнесу и заставит центр города «заиграть новыми красками». Представляя себе положение дел в Иркутске и состояние городского бюджета, следовало бы говорить о создании сколько-нибудь приличной обстановки для жителей, вынужденных в XXI веке бегать за водой на колонку.

Выступление депутата Юдина сподвигло Антона Жукова на неожиданный рассказ: оказывается, в 2023 году утвержден новый проект зон охраны для исторического центра Иркутска. Этот документ впервые за 15 лет разрешает новое строительство в центре. Да, отмечает главный архитектор, это будут небольшие объекты; да, они могут добавить новых красок в облик города.

Едва ли кто-то, кроме самого Жукова, верит, что процесс удастся удержать в рамках здравого смысла и новостройки станут украшением Иркутска. Глядя на тяп-ляп отремонтированные части домов в центральных районах города, едва ли кто-то рискнет сказать, что здесь главный архитектор не просто «держит руку на пульсе», но и управляет процессом сохранения эстетического и исторического облика города. Настораживает и заявление о том, что точечная застройка не опасна, потому что «старый Иркутск – он и без того усадебный»…

Тревоги по поводу будущего центра Иркутска разделяет, например, депутат Александр Квасов. В своем выступлении он заявил, что облик центра необходимо максимально сохранить, а это означает, что нет необходимости перегружать бюджет расходами и торопиться со строительством коммунальных сетей.

– Приятно, когда едешь по улице Тимирязева, а у людей баня топится, дымком пахнет, – сказал депутат.

Эта позиция не нашла поддержки у председателя думы Евгения Стекачева: «Пока в Иркутске дымком пахнет, другие города становятся цифровыми». Трудно сказать, что лучше и, тем более, на что у нас хватит сил, но, как сказал Квасов, в дискуссию нужно включить как можно больше горожан и пусть прозвучат все мнения.      

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии