Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время странных законов

14 июня, 2012

 

Губернаторские выборы: конкуренция или профанация?


Контуры политической реформы, объявленной руководством страны в декабре 2011 года, размываются буквально на глазах. По существу, от них осталось лишь название, а содержательная часть сводится к прежнему знаменателю — «держать и не пущать!», сохранению прежней монополии на власть у одной партии, одной группы лиц. Так называемые изменения сводятся к решению именно этой (и никакой другой) задачи, только в иной, более цветистой упаковке, да еще и с хитроумно составленной инструкцией.

Примеров, подтверждающих сказанное, предостаточно. Хотите упрощения регистрации политических партий? Пожалуйста. Теперь их будет несколько десятков или сотен: разумеется, названия и лозунги очень многих из них будут повторять, дублировать друг друга. «Разумеется» — потому что настоящая цель этой «супермногопартийности» — запутать избирателей, чтобы таким образом продлить свое нахождение у власти и на следующих выборах. Само собой, партии-карлики создаются для того, чтобы оторвать голоса у оппозиции, в том числе у «Справедливой России», помогая тем самым «Единой России». Есть и еще одна «задумка от лукавого»: пусть кто-то из избирателей, увидев бюллетень с десятками и сотнями партийных названий, в очередной раз помянет демократию недобрым словом. Так легче сохранить режим личной власти и политической монополии еще на долгое время.

Или запредельное повышение штрафов за нарушение порядка при проведении массовых мероприятий (митингов, шествий и т. п.). Тех, кто участвуют  в акциях протеста, буквально подталкивают к радикализации действий. Цель опять же хитроумна: испугать большинство населения последствиями возможного участия в митингах, выставить лидеров оппозиции «исчадием ада», создав тем самым ощущение «необходимости сплотиться вокруг единственных гарантов порядка и стабильности» или, по меньшей мере, «сидеть тихо, ведь плетью обуха не перешибешь». Хотя о какой стабильности идет речь при социальных контрастах, нефтяной зависимости экономики и разгуле коррупции, намного обогнавших 90-е (якобы «лихие») годы?

К этой же категории странных законов  — или, если допустить наличие в руководстве страны и «Единой России» политического умысла, объяснимых, но со знаком «минус» — относятся и новые правила избрания губернаторов. Казалось бы, надо радоваться — ошибочная модель, предложенная в 2004 году, отменяется, и возвращаются прямые выборы. Но прямые ли они? При первом же знакомстве с текстом федерального закона, только что принятого голосами «Единой России» вопреки депутатам от оппозиционных партий, становится ясно — нет, вместо прямых выборов вводятся так называемые выборы с фильтром. Теперь будущий кандидат в губернаторы обязан заручиться письменной (нотариально заверенной! — а как вы думали!?) подписью от 5 до 10 процентов — на усмотрение каждого региона — от общего числа муниципальных (городских, районных, поселковых, сельских) депутатов.

Для Иркутской области фракция «Единая Россия» в Законодательном собрании предлагает установить 5-процентную планку, но это ничего не меняет в принципе. 5 процентов — это примерно 250 депутатов. Таким числом располагает только «Единая Россия». Но «перестраховщики от суверенной демократии» идут дальше: каждому из депутатов дозволено поддержать выдвижение лишь одного кандидата. Однако и этого мало. Подписи нужно собрать не менее чем в 75 процентах общего числа муниципальных образований региона. Так что если у вас большая поддержка, скажем, в Иркутске, но нет сторонников среди горстки депутатов малонаселенных районов Крайнего Севера — не быть вам кандидатом в губернаторы.

Губернатор Сергей Ерощенко заявил о своем намерении учитывать интересы всех партий. Но закон не должен учитывать личность руководителя, а быть универсальным для любых условий. Этот губернатор намерен, а если другой не намерен? Административный ресурс региональной власти легко позволяет ей воздействовать на местных депутатов в нужном направлении и тем самым сформировать «нужный» список кандидатов в губернаторы.

Но, как оказалось, и муниципального фильтра недостаточно (!!!). Ему на помощь предоставлена тяжелая артиллерия — фильтр федеральный: предусмотрены некие консультации с президентом страны по кандидатурам в губернаторы от политических партий. А что если на этих консультациях глава государства порекомендует сильному кандидату от одной из оппозиционных партий не участвовать в выборах? И что случится, если в ответ услышит отказ?

И почему в иркутском варианте законопроекта о губернаторских выборах не предусмотрена возможность самовыдвижения кандидата? И с какой это стати у президента остается право уволить всенародно избранного губернатора не по решению суда, а в «связи с утратой доверия»?

Убежден, что первые же губернаторские «выборы с фильтром», которые пройдут ближайшей осенью в некоторых регионах, покажут их искусственность, надуманность, абсурдность новой схемы. В качестве одного-двух конкурентов кандидату от «Единой России» будут выдвинуты символические фигуры, не имеющие шансов на победу, но «почему-то» с легкостью собравшие среди муниципальных депутатов подписи в поддержку своего выдвижения. И вскоре несостоятельность нового закона станет очевидна большинству избирателей, у которых вряд ли возникнет желание участвовать в подобного рода инсценировках.

Считаю, что было бы правильным отклонить на сессии ЗС 20 июня законопроект о выборах губернатора Иркутской области и выйти на федеральный уровень с инициативой о пересмотре федерального закона. Тем самым региональный парламент проявил бы политическую ответственность, которой ему не всегда хватало на протяжении своей работы.

 

Владимир Матиенко, депутат Законодательного собрания
Иркутской области от партии «Справедливая Россия».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: Владимир Матиенко

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Андрей 18 июня 2012, 08:17
Меня достал бурлящий застой после 4 марта. Такое шуточное ощущение будто 3 партии являются родителями единой России(с маленькой буквы написано специально)Дума а точнее одна партия , полгода тем и занимается , что решает только свои личные проблемы. Я полгода слышу только про выборы и митинги и больше ничего.Эх а кто про молодёж подумает?