Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Все потребители равны

13 ноября, 2012


Даже если поставщики разные, единая теплоснабжающая организация позволяет сгладить разницу и сохранить социальное спокойствие.

Чуть более 30 лет назад Европу поразил энергетический кризис. Английские газеты, вплоть до самых респектабельных, печатали рекомендации о том, как сохранить тепло и сэкономить горячую воду и газ. Доходило до рекомендаций выгибать внутрь дно чайника — так он быстрее закипает.

Несмотря на общепризнанную экономическую мощь, Европа до сих пор не оправилась от того потрясения. Значительная часть домов в Германии не имеет центрального отопления — хозяева справляются при помощи угольных печек кто как может. Во Франции, прежде чем приобрести жилье у риэлтора, интересуются не только расположением, окружением и криминогенной обстановкой, но и стоимостью коммунальных услуг — в разных районах города плата за отопление и  канализацию может отличаться в разы. В принципе это ведь логично: даже в Иркутске, который намного меньше Парижа по площади, в разных районах разное расстояние до теплоисточника, разное качество изоляции на трубах, уложенных, скажем, в середине 1970-х и уже в 2010-х, а следовательно, и разные потери, разная себестоимость. Однако есть фактор, который гораздо важнее расстояния и качества передачи, — теплоисточник.

В Иркутской области существует несколько вариантов подключения многоквартирных жилых домов: к крупным теплоэлектроцентралям, к крупным котельным (на угле, мазуте, газе или электричестве) или даже котельным, для которых оказание услуг населению является побочным видом услуг потому, что главное их назначение — теплоснабжение промышленных предприятий. Все это означает, что должно быть великое множество тарифов — и такое же великое множество скандалов по поводу того, что в соседнем доме при равной площади платят намного больше. К примеру, владелец стандартной двухкомнатной квартиры площадью 50 квадратных метров на улице Баумана в Ленинском районе платит за отопление 1500 рублей, а житель дома по улице Толевой, в том же Ленинском районе, отдаст за прогрев аналогичной квартиры уже 7800 рублей. В чем разница, спросите? Именно в подключении: первая квартира подключена к котельной «Северного промузла», вторая — к котельной ЗАО «Стройсервис». А у разных котельных и топливо разное, и накладные расходы различаются.

Решение было найдено уже несколько лет назад — в населенном пункте вводится единый тариф, в котором расходы разных поставщиков суммируются и выводится некий средний для города сценарий оплаты, позволяющий горожанам не чувствовать себя обделенными по сравнению со своими соседями. С 2007 года такой сценарий постепенно вводился во многих городах страны — Перми, Кемерово, Иваново. В Казани, где все теплоснабжение было поделено между акционерным «Татэнерго» и муниципальным «Казэнерго», в связи с реорганизацией системы теплоснабжения пришлось на время отказаться от усредненного тарифа. И городскую администрацию едва не смели возмущенные толпы горожан, 24 процента которых при переходе в ведение «Татэнерго» стали платить немного меньше, чем по среднему, а остальные 76 процентов — едва ли не в два раза больше. Ларчик просто открывался: «Казэнерго» владел 128 неэффективными квартальными котельными, а дотировать их работу после введения нового Жилищного кодекса администрация города уже не могла.

 


Соглашение между администрацией города и ОАО Иркутскэнерго о создании «Иркутской теплосбытовой компании», заключенное шесть лет назад, позволило городу сгладить различия между разными районами и погасить возможное недовольство. Сейчас ИГТСК закупает у всех теплоисточников тепло по ценам, установленным для них Службой по тарифам Иркутской области, и отпускает жителям по средней цене, установленной службой.
 

 

В Иркутске схема оплаты по единому тарифу, с раскладкой услуг дорогих котельных и гораздо более доступных услуг Ново-Иркутской ТЭЦ на всех потребителей, существует уже шесть лет. Низкий тариф Ново-Иркутской ТЭЦ позволял сгладить чудовищные ценовые пики, которые выдавали котельные, работающие на мазуте и электричестве, — и только благодаря этому жители разных районов Иркутска в эти годы платили за тепло примерно одинаково. Кроме того, многие годы цена на тепло дотировалась из бюджета города, и введение нового Жилищного кодекса, вступившего в силу 1 января 2006 года, могло обернуться для горожан болезненным ударом по кошельку — если бы администрация продолжила дотировать потребителей «дорогих» котельных, то город лишился бы поддержки федерального Фонда реформирования ЖКХ. Насколько существенной могла быть такая потеря, говорят сухие цифры: в 2009—2012 годах в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» город Иркутск получил 2 млрд 447 млн рублей. В том числе на капитальный ремонт — 1,025 млрд, на переселение из ветхого и аварийного жилья 1,422 млрд. Очевидно, что без этих денег город сегодня выглядел бы значительно хуже.

Понимая, что вопрос о разных тарифах на огромной территории нашей страны, где лето иной раз называют «зеленой зимой», весьма взрывоопасен, в августе 2012 года правительство РФ публикует постановление № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Это постановление через какое-то время назовут эпохальным, потому что среди прочих пунктов в нем сказано: «…если на территории поселения, городского округа существуют несколько систем теплоснабжения, уполномоченные органы вправе: определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа; определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию».

Это решение исправляет волю случая, благодаря которому разные дома в одном и том же районе когда-то были подключены к разным теплоисточникам, — государство предписывает единой теплоснабжающей организации производить усреднение тарифов — и подтверждает правоту тех, кто уже несколько лет назад пошел на такой шаг, руководствуясь здравым смыслом и экономической логикой. Соглашение между администрацией города и ОАО Иркутскэнерго о создании «Иркутской теплосбытовой компании», заключенное шесть лет назад, позволило городу сгладить различия между разными районами и погасить возможное недовольство. Сейчас ИГТСК закупает у всех теплоисточников тепло по ценам, установленным для них Службой по тарифам Иркутской области и отпускает жителям по средней цене, установленной службой. Насколько велика «сглаживающая роль» ИГТСК, говорят цифры: ее тариф составляет 929,47 рубля за гигакалорию, тариф котельной «Северного промышленного узла»  с передачей — 1104,42 рубля, тариф ЗАО «Стройсервис» — 5777,56 рубля. Потребители же платят одинаково.

Все это время существовали противники тарифного равенства для иркутян. Как показали многочисленные судебные решения, им нужно было любыми способами тянуть время, чтобы банально уклониться от перечисления поставщикам своевременно уплаченных жильцами в их кассы коммунальных платежей. При этом их абсолютно устраивала бы схема, по которой часть иркутян  платила бы за коммунальные услуги в пять раз больше. Впрочем, есть уверенность, что власть даст должную оценку таким действиям.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Мельник Сергей Анато 19 ноября 2012, 00:10
Вопрос к автору. Как бытьс тарифами дочки (ОАО РЭУ) проворовавшегося "Оборонсервиса". Жители мнр. Зелёеый платят в два раза больше, чем остальные жители Иркутска?