Все видит аудит
Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области уже на следующий день после октябрьской сессии вернулась к активной работе. Депутаты заслушали два отчета аудиторов Контрольно-счетной палаты и ни в одном не нашли ничего позитивного.
Их давно не хватает в шеренгах по восемь…
Аудитор Ольга Ризман рассказала депутатам о результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Отчет мог вызвать инфаркт у любого слушателя прямо в Малом зале Законодательного собрания. Начать с того, что на два года было выделено 716 млн рублей, 38 млн из них не были освоены и практически полностью вернулись в федеральный бюджет, потому что были получены из него же.
В области работают три региональных и девять первичных центров, но их недостаточно – многие районы области находятся от них на таком удалении, что больному добраться срочно практически невозможно. Каждому пятому больному приходилось ехать более 12 часов, а это резко снижает шансы на успешное оказание помощи. Если больной проходил первую часть квеста и все-таки приезжал в больницу, это никак не гарантировало оказания ему помощи: на начало 2022 года в области не были заполнены 57 ставок врачей-кардиологов и 134 ставки врачей-неврологов.
За 2020 и 2021 годы на оснащение больниц из федерального бюджета поступило 385 млн рублей, закуплено 116 единиц медицинской техники, из которых всего четыре «тяжелых» – томографы и ангиографический комплекс. При осмотре оборудования оказалось, что в Ангарской больнице скорой медицинской помощи новый томограф проработал десять месяцев, после чего вышел из строя и был восстановлен только через семь месяцев. В той же больнице в Ангарске в палатах реанимации и интенсивной терапии попросту нет системы экстренного вызова из палаты на пост медсестры – кричите, если что. Не хватает и более сложного оборудования, мониторов сердечного ритма например. Врачи поясняли аудиторам, что такое оборудование есть в других отделениях, видимо, займут, если что.
Бывает всякое
Впрочем, и закупка оборудования не гарантирует его использования. По нормам после доставки оборудование должно быть принято и введено в строй в течение пяти суток. Вместо этого 34 единицы оборудования принимали от месяца до четырех с половиной. Ангиографический комплекс в Ангарской БСМП и вовсе пережил какие-то удивительные приключения. Техническое задание на его покупку почему-то согласовано не всеми членами группы, созданной министерством здравоохранения области. Акт о вводе в эксплуатацию был подписан в декабре 2020 года, тогда же поставщику оплатили всю стоимость оборудования, но он свои обязательства выполнил только в мае 2021 года. А должен был в августе 2020 года… План по исследованиям, как нетрудно догадаться, не был выполнен ни в 2020-м, ни в 2021 году.
Тем пациентам, кому врачи все-таки сумели поставить диагноз, расслабляться тоже не стоит. Порядок обеспечения бесплатными лекарствами больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (а это основная причина смертности в Иркутской области) министерство здравоохранения области не могло урегулировать более года, реестра таких больных никто не вел. В 2020 году выписывать рецепты начали только в июле, а первые препараты больные смогли получить только в августе. Один из важных препаратов начал поступать в область только в сентябре, другой – аж в декабре! Аудитор отметила, что многие медицинские организации области не имели информации о наличии препаратов: в 2020 году не выписывали препараты десять учреждений, в 2021 году – две районные больницы. На этом фоне искусственное дробление контрактов (когда с одним поставщиком заключали соглашения на сумму менее 600 тыс. рублей, чтобы не проводить конкурсные процедуры) выглядит уже просто детской шалостью. Мол, подумаешь, препарат купили по завышенной на 463 рубля цене, всякое бывает.
Результат работы министерства здравоохранения по региональному проекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» – миллионы потраченных рублей, но вместо снижения смертности (как это предусмотрено, в частности, указом президента РФ) произошло увеличение. Чиновники даже не разработали пять видов ежемесячного мониторинга заболеваемости, что было предусмотрено региональным проектом. Несмотря на многократные запреты федерального Минздрава переводить койки в кардиологических отделениях на борьбу с ковидом, в Иркутской области такая практика была в порядке вещей. А вот проведение процедуры тромболизиса, предусмотренное регламентом оказания скорой помощи, выполнялось только в 69 процентах случаев. Жители области могли бы и сами кое-что сделать для сохранения здоровья и спасения жизни, но минздрав области даже после замечания КСП не разработал информативную страничку на собственном сайте.
Представители министерства здравоохранения не стали отрицать высказанных замечаний. Ответственного за закупку лекарств наказали в дисциплинарном порядке. Смертность практически достигала установленных указами и программами показателей, но тут настал ковид, который подкосил систему здравоохранения и по кадрам, и по койкам. Комиссия не стала обсуждать представленный ему доклад и приняла постановление, которое будет оглашено на 60-й сессии. В этом документе депутаты рекомендуют правительству принять меры для устранения выявленных нарушений.
Красноречивые цифры
Второй доклад представила депутатам аудитор Лариса Мулярова, которая проверяла исполнение регионального проекта «Современная школа». Основная задача проекта – создать новые и дополнительные места в общеобразовательных школах и детских садах. Исходные условия очевидны: большинство школ работает в две смены, мест в детских садах не хватает, условия обучения некомфортные. Самая большая потребность в дошкольных образовательных учреждениях была заявлена Иркутским районом – 5346 мест. По сути, в районе нужно построить 25 объектов в 21 населенном пункте. В программу было заявлено восемь, однако позднее три исключили: по плану их должны были купить у застройщика готовыми, но детские сады не построили.
Очередность выделения средств и строительства детских садов зависит от рейтинга, основанного на заявках муниципальных образований и ряде критериев. Выяснилось, что в Слюдянке включили в рейтинг детский сад на 240 мест, который постепенно вырос до сада на 350 мест. В поселке Мама, по данным администрации, потребности в дошкольных местах нет, но детский сад на 98 мест в рейтинге стоит. Аудиторы признали, что порядок приобретения еще не построенных школ и детских садов создает условия для нарушения антимонопольного законодательства, а Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области занялось разработкой этой темы в рамках своей компетенции.
Выделение средств на строительство выглядит вполне бесполезным занятием: в 2019 году (судя по представленному аудитором слайду) не было освоено 72,7 процента выделенных средств, или 4,2 млрд рублей, в 2020 году – 80,6 процента, а в 2021-м – 59,4 процента. Зато в декабре 2021 года, когда средства освоить заведомо не получалось, по региональному проекту «Содействие занятости» было выделено 1,3 млрд рублей на строительство пяти новых детских садов. Вскоре неосвоенные деньги вернулись в бюджет области, не принеся никакой пользы.
Всего в 2019–2021 годах в области было построено 21 дошкольное учреждение, 11 из которых с нарушением срока. Из 20 запланированных школ открыли только 11, причем восемь построили, а три разместили в реконструированных зданиях. Аудиторы в своем заключении высказали сомнение в возможности достижения плановых показателей, поскольку до 2024 года в дошкольном образовании нужно ввести 18 объектов, а в школьном – 21.
Работа продолжается
Представители министерства образования в своем ответе заявили, что выстраивают рейтинг по демографическим показателям территорий с учетом износа зданий. В нем находится, например, школа в селе Седаново, Усть-Илимского района, где население не растет, зато действующая школа на треть находится в аварийном состоянии. В целом по области насчитывается 12 аварийных школ, часть из них включена в различные национальные проекты, и на них выделено финансирование. Есть и такие школы, которые подали заявки, но для них не подготовлены проекты.
Министерство полностью признает объективность информации КСП и обещает после отработки передать информацию в Законодательное собрание. Что касается нарушения сроков, то тут министерство все объясняет трудностями, созданными для строителей коронавирусом. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, в области ни одна школа или детский сад не перешли в статус «долгостроя», по всем ведутся работы. В Иркутском районе, впрочем, ждать улучшения не приходится: по информации министерства образования, у района нет земельных участков для передачи застройщикам. Такая же проблема и со строительством поликлиники в Хомутове – есть участок, но он не подходит по площади.
Комитет завершил рассмотрение вопроса рекомендациями правительству, а некоторые депутаты взяли отдельные проекты под личный контроль.
Борис Самойлов, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.