Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вспоминая пионерию

22 декабря, 2020

«Байкальские вести» завершают серию публикаций к столетнему юбилею иркутского комсомола

Шефство над пионерской организацией было не просто формальной задачей комсомола. Работа с детьми – дело тонкое и ответственное в любые времена, и что бы ни говорили, а в СССР к нему подходили со всем пониманием важности. О том, как видится этот опыт на расстоянии прошедших лет, мы поговорили с секретарями областного комитета ВЛКСМ, председателями областного совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в 1979–1983 и 1983–1987 годах Натальей Чапоргиной и Анной Акуловой, а также Раисой Милославцевой, заместителем заведующего отделом школьной молодежи и пионеров Иркутского областного комитета ВЛКСМ, ответственным секретарем областного совета Всесоюзной пионерской организации в 1976– 1984 годах.

1ж.jpg

– Критики пионерской организации говорят о ее идеологизированности, называя «монстром формализма, равнодушия и бюрократии». Как вы оцениваете такую характеристику?

Наталья Чапоргина:

– Всесоюзная пионерская организация прекратила свое существование 29 лет назад, в сентябре 1991-го. Но дискуссии о ее роли не смолкают до сих пор, что уже говорит об уникальности феномена. А с приведенной вами негативной позицией согласиться трудно. Даже если мы в чем-то идеализируем это время, время нашей юности, молодости, грандиозных планов, романтики, желания сделать что-то важное и полезное для страны. 

Недаром люди старших поколений, вспоминая свои юные и молодые годы, не могут не вспомнить пионерскую и комсомольскую организации.

– За все прошедшие годы так и не было создано ничего, что хотя бы отчасти приняло на себя их функции…

Анна  Акулова:

– Скажем больше: из современной школы фактически ушло очень серьезное направление деятельности – воспитание. В этом смысле в работе пионерской и комсомольской организаций было очень много того, что можно смело перенести в современную школу, конечно, с коррективами и учетом современной ситуации. Да, сегодняшнее поколение существенно отличается, современные дети – дети цифровой и интернет-эпохи. Их даже называют «цифровыми аборигенами», поскольку они органично встроены в совсем другой информационный, виртуальный мир. Очень часто они создают свою среду обитания. Но ведь детская психология не изменилась, да и альтернативы у ребят просто нет.

Наталья Чапоргина:

– Очень важен здесь и человеческий фактор, кадровый аспект, которому уделялось огромное внимание. Ведь очень многое зависело от старших пионерских вожатых и организаторов внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях. Вокруг них всегда было большое количество детей. Вспоминаем переполненные ребятами пионерские комнаты, в которых они проводили сборы, дискуссии, своими руками, интересно оформляли отрядные и дружинные стенгазеты, воплощали свои неформально-уникальные задумки к различным школьным, районным, городским и областным событиям… Их ведь никто не заставлял, не гнал в эти комнаты. Во многом дело было в притяжении личности взрослого человека, талантливого воспитателя, которого надо было найти и подготовить.

Не будем называть фамилии вожатых и всех тех, кто организовывал эту деятельность, с кем нам повезло работать в эти годы. Боимся обидеть кого-то и не назвать, ведь это сотни людей. Они были действительно преданы своему делу.

3ж.jpg

– Какова главная черта пионерской и комсомольской организаций, которая нужна современному обществу?

Раиса Милославцева:

– У нас в действующих образовательных стандартах декларируется деятельностный подход. А осуществлялся в полной мере он именно тогда, в советские годы, был проверен и подтвержден практикой. С полным основанием можно сказать, что ребята приобретали навыки сотрудничества и сотворчества. В те годы центрами воспитательной работы совместно с образовательными учреждениями в каждом районе, городе были дворцы и дома пионеров, в которых работало большое количество кружков, секций, клубов по интересам. Сегодня одни перепрофилированы в «Дома детского и юношеского творчества» системы дополнительного образования с элементами коммерциализации, другие, а это, к сожалению, значительная часть, прекратили свое существование вообще или превратились в работающие исключительно ради извлечения прибыли торговые, развлекательные центры.

А ведь все многочисленные пионерские мероприятия, будь то сбор металлолома, макулатуры, тимуровское движение, соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч», по хоккею «Золотая шайба» и «Плетеный мяч», военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», были проявлением ребячьей смекалки, находчивости, талантов и умений. И участвовали в них с азартом и желанием. Какой уж тут формализм!

Широкое распространение получило экологическое движение. В Иркутской области работали школьные лесничества «Зеленые патрули», проводились городские, районные, областные слеты юных геологов, туристов, инспекторов дорожного движения и многое, многое другое. К сожалению, уже в начале 90-х, отказавшись от пионерской и комсомольской организаций, поставили крест и на этих формах занятости, затеяв бессмысленную дискуссию о ненадобности воспитательной работы в школе.

4ж.jpg

– Но попытки замены были…

Наталья Чапоргина:

– Да, была предпринята попытка заполнить вакуум и переломить опасную тенденцию к криминализации молодежи путем переноса в российское образование зарубежных образовательных моделей, например школы Марии Монтессори, Овида Декроли, Александра Нейла. Но не были учтены особенности, ментальность, своеобразие культур. В свое время русский писатель и педагог Константин Ушинский верно сказал, что нельзя чужим ключом открыть собственную дверь. Именно поэтому те опыты не удались.

Для русского человека присущи единство, сплоченность, коллективизм, что никак не свойственно западноевропейцу с его приоритетом индивидуализма. Вспомним хотя бы загородные пионерские лагеря, где каждый день был занят общими делами, с пионерскими кострами, большими походами. А в конце смены – слезы при расставании. Дружба, объединившая многих на долгие годы.

Да, все было в пионерской и комсомольской работе советских времен. Имелся и формализм, показанный в фильме «Друг мой, Колька» – фильме тех же, кстати, времен. Были и пионервожатые с производства, которых порой ставили в тупик их востроглазые «почемучки», и детский максимализм, и многое другое, что и составляет вопросы и проблемы коллективистской детской педагогики.

В общем, нельзя размашисто перечеркивать весь предыдущий опыт работы с детьми в нашей стране. Положительного в нем накоплено очень много, и все это надо применять в современной педагогической практике, причем применять правильно.

Например, взяли на вооружение опыт проведения предметных недель, олимпиад, школьного самоуправления, но неприятный осадок вызывает «пиарная раскрутка» единиц вместо действительно массового развития детской самодеятельности и творчества, разглагольствование чиновников от образования, «кабинетных педагогов» о «самоуспешной личности» максималистского эгоцентрированного самосознания. Вот эти-то персонажи и входят в категорию их же собственного определения «монстров формализма, равнодушия и бюрократии»…

5ж.jpg

Беседовала Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Использованы фотоматериалы из архива музея
Ангарского дворца пионеров и школьников.

На фото: Пионерский слет. 60-е годы;

Трудовые будни иркутской пионерии;

Пионерский трамвай на линии. Май 1986 года;

Зимняя «Зарница». 1965 год

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии