Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вся политика – родом из древности

18 октября, 2021

Вторая встреча осеннего сезона проекта «Научные weekend'ы» состоялась 2 октября. Кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ Светлана Булатова познакомила иркутян с темой «Мифотехнологии в формировании общественного мнения».

Теория и психоанализ

Светлана Булатова начала свой рассказ с ключевых определений. Общественное мнение – это совокупность суждений и оценок, которые люди и группы людей выносят по разным поводам. Люди обсуждают события общественной жизни, деятельность и поведение отдельных личностей и политических партий, насущные социальные, политические и культурные проблемы. Мифотехнологии – это такие приемы воздействия на общественное мнение, в основе которых лежат мифологические образы и сюжеты. Считается, что такие сюжеты находятся в бессознательной части психики людей, в глубинах «коллективного бессознательного». Бессознательным как глубинной частью психики много занимался известный ученый Зигмунд Фрейд, который считал эту часть психики как бы «нижней частью» айсберга человеческой психики, ее большей и фундаментальной частью.

Фрейд был психологом-практиком и автором одной из первых моделей психики (топографической), в которой он выделял сознание, предсознательное и бессознательное. Сознательное – это «Я», личность человека и ее взаимодействие с окружающим миром. Пресознательное – это традиции, воспитание; бессознательное – это инстинкты, эмоции и воспоминания, которые настолько опасны для личности, что их вытесняют в эту сферу.

Ученик Фрейда Карл Юнг был не только психологом, но и культурологом, поэтому, развивая идею о бессознательном, выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного – некой суммы жизни всего человеческого рода; некоего багажа, присущего всем людям. Поэтому Юнг видел структуру психики чуть более сложной, чем Фрейд: на верхнем уровне находилось сознание человека, на втором – личное бессознательное, на глубинном третьем уровне – коллективное бессознательное.

По Юнгу коллективное бессознательное – это историческая память человечества, а его структурными элементами являются архетипы, то есть мифы, прообразы и интуиция. Анализируя, например, миф о потопе, Юнг обнаружил его у разных народов и высказал предположение, что люди в древности не могли встречаться и рассказывать его друг другу. Поэтому Юнг предположил, что потоп действительно имел место в реальной истории и отразился в легендах. Последователи Юнга, занимавшиеся, в частности, трактованием сновидений, пришли к выводу, что интуиция является воспоминанием о неких событиях, уже имевших место в прошлом и сходных со складывающейся ситуацией. Интуиция подсказывает человеку, как нужно себя вести, опираясь на уже пережитый человечеством опыт. На интуицию списывают, например, историю с ассистентом режиссера фильма «Полосатый рейс», который при случайной встрече с тигром сумел выбраться из каюты через небольшой иллюминатор. Попытка еще раз пролезть через тот же иллюминатор ему не удалась. А на вопрос: «Как тебе это вообще пришло в голову?» герой дня только и мог сказать, что интуиция подсказала.

На этом же явлении построен повышенный интерес людей к негативным новостям. Шутка в духе «журналист – это профессиональный пессимист» ставит неправильные акценты. В действительности все мы потомки тех, кто внимательнее прислушивался к негативным новостям, точнее и быстрее улавливал опасность и сумел избежать ее. Те же, кто постоянно пребывал в благостном настроении и верил в лучшее, скорее всего, не выживали, сметенные или стихийным бедствием, или иной угрозой.

Анализ архетипов привел ученых к определению: архетип – это устойчивые формы коллективной памяти, система установок и реакций людей на различные явления. Архетип несет в себе настолько мощный заряд силы, что его воздействие имеет неодолимую для человека силу. Как только возникает некая важная для человека ситуация, архетип срабатывает и заставляет человека действовать определенным способом, и никак иначе.

Практика и сравнительно честные способы отъема денег

Этот прием часто используют в рекламе. Например, слоган оператора спутникового телевидения «Весь мир на тарелке» не только использует слово «тарелка» в двух разных смыслах одновременно, но и отсылает к легенде про сказочное блюдечко, в котором герой мог видеть весь мир. Тот же самый прием использован в рекламе магазина электроники «Аудио и видео – видимо-невидимо». Политтехнологи, работающие с предвыборными программами кандидатов на должности в исполнительной власти городов и поселков, знают, насколько полезно сделать отсылку к Эдемскому саду и пообещать, что их кандидат сделает в городе если не сад, то хотя бы сквер. Это помогает переизбраться на очередной срок, хотя сделать получается далеко не все обещанное.

Набор литературных сюжетов, как считается, сводится всего к четырем историям. Эффективных сюжетов для литературного произведения, сериала, городской легенды или простого слуха чуть больше: противостояние, благородный разбойник, Золушка, замаскированный герой, в поисках утраченного, избиение младенцев, злобная царица.

У Плутарха, например, можно найти рассказ о противостоянии Александра Македонского и его учителя Аристотеля, который не поддерживал завоевательные намерения молодого царя. Плутарх передает слух о том, что самый умный человек своего времени Аристотель убил самого сильного человека Александра, отравив его самым страшным ядом, сочившимся из скалы на уединенном острове. Яд этот был такой силы, что ни одна посуда его не выдерживала, поэтому его можно было набрать только в емкость, сделанную из лошадиного копыта. Столь странные детали, особенно в своей совокупности, придавали повествованию особый шарм и делали его более достоверным для слушателя.

На новом этапе миф о противостоянии повторился в недавнее время, когда после снятия Никиты Хрущева с государственных и партийных постов распространился слух об участии в этом деле академика Келдыша. Якобы академик лично не то перерезал провода, связывавшие первого секретаря ЦК с «ядерным чемоданчиком», то ли что-то важное в нем перепаял. Представить, что самый умный (Келдыш) лично вступает в противоборство с самым сильным (Хрущев) с паяльником в руках, невозможно, зато соответствует архетипу.

История о благородном разбойнике известна в огромном количестве вариаций: тут и Робин Гуд, и Дубровский, и Юрий Деточкин. К сожалению, развитием этого сюжета стали фильмы вроде дилогии «Брат» и сериала «Бригада», которые романтизируют преступность и в каком-то смысле придают лоск запрещенному в Российской Федерации движению АУЕ. Ничуть не лучше и сюжет про многочисленных «золушек», полюбившийся российскому шоу-бизнесу. По этому сюжету строилась карьера группы «Ласковый май» и певицы Глюкозы, которую продюсер нашел просто в интернете. На самом деле Наталья Ионова (Глюкоза) занималась пением аж с трех лет – при таком стаже, известном трудолюбии и невзыскательности публики слепить «звезду» – дело техники.

Сюжет о замаскированном герое памятен в нашей стране хотя бы по истории Лжедмитриев, которых было как минимум два, рассказами о не умершем в Таганроге императоре Александре I и старце Федоре Кузьмиче, и почему-то полюбившейся Голливуду байкой о царевне Анастасии. Сказка о злобной царице встречается почти так же часто: мать последнего императора Мария Федоровна и последняя императрица Александра Федоровна обе имели крайне неоднозначную репутацию, а супруга Николая II – так еще и государственной изменницы. Еще один пример безотказного срабатывания архетипических сюжетов – сравнение истории Моисея, которого мать спасла во время избиения младенцев, и спасение двух детей в «Семнадцати мгновениях весны».

Мы рождены, чтобы сказку сделать пиаром

В каждом мифологическом сюжете, кроме собственно истории, важны три элемента: противоречие существующим реалиям, «мотив всемогущества» и подробности. По данным археологии, например, многие герои прошлого имели небольшой рост – но на старинных изображениях и в современных фильмах они выше, чем окружающие их люди.

Среди множества второстепенных сюжетов мифов, встречающихся практически во всем мире, стоит упомянуть «притеснение сироты», «проделки плута», «путешествие в иной мир», «соперничество братьев» и «борьба со змеем». Сюжет со змеем один из самых распространенных в политическом плакате ХХ века – в виде змея изображали практически все идеологические системы, в зависимости от страны, в которой жил автор, и заказа, который он получил. Змей или ящер, а в некоторых странах дракон – один из самых древних богов, однако далеко не везде его образ трактуется как однозначно враждебный людям. (Кроме того, известны драконы с двумя лапами и крыльями. Известны драконы на четырех лапах, в основном в Китае и соседних странах. А есть и драконы змеевидные, без лап вовсе. Происхождение этих образов до сих пор остается спорным. – Б. С.)

В России, как утверждает историк язычества Борис Рыбаков, жертвы дракону-ящеру приносили еще в XIX веке, воспринимая его как бога подземно-подводного мира. В ХХ веке этот сюжет развивал в своих сказах писатель П. Бажов, а уже в наше время и в нашей области кандидат на должность мэра Черемховского района Сергей Марач обыгрывал фамилию своего оппонента Тугариновой.

Применение мифов и произведенных на их базе слухов – важный инструмент опытного политтехнолога. Если вы накануне очередных выборов видите, как штаб кандидата малоубедительно опровергает несуществующий слух, знайте: вы имеете дело с так называемой открышкой. Такой прием привлекает внимание и не требует средств на распространение. В одном из российских городов, например, в соцсетях начали защищать одного из кандидатов от обвинений в использовании уринотерапии. В результате крайне неловкой, но очень шумной «защиты» весь город только и говорил о лженаучной методике «лечения» и ее адепте – том самом кандидате. Как выяснилось позднее, повод к этой кампании дал сам кандидат, развесив по городу собственное изображение с чашкой чая в руке.

Борьба с этим приемом – дело тонкое и рискованное. Когда про кандидата на пост губернатора в одном из регионов распространили слух, что он принимает ванны из молока, кандидат в запале ляпнул, что ему и в баню сходить некогда. Результат – слухи (подкрепленные его же словами), что кандидат вообще не моется.

– Любого политика сопровождают анекдоты, но не надо думать, что их придумывает народ. Любой элемент устной коммуникации будет распространяться тогда, когда в его основе лежит мифологический сюжет, – подвела итог Светлана Булатова.

1у.jpg2у.jpg3у.jpg4у.jpg5у.jpg6у1.jpg

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии