Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Взгляд на это

20 июня, 2011

 

 

Выставка социального плаката — от думающей молодежи


В галерее «Дом художника» открылась выставка «Молодежь —юбилею города. Наш взгляд на это...». Статус выставки — международный, поскольку кроме россиян в ней участвуют молодые авторы из Монголии.

 

Кстати, представим участников. Это студенты и преподаватели Иркутского областного художественного училища, Иркутского технического университета, Ангарского экономическо-юридического колледжа, Улан-Баторского университета изящных искусств и Восточно-Сибирской академии образования.

В экспозиции можно увидеть социальный плакат, театральные афиши, художественные проекты, такие как «Шекспир на Байкале», а также малые объемные формы для формирования городской среды.

При всем моем зрительском уважении к обозначенным темам, больше внимания привлек к себе социальный плакат. Может, потому, что это — о болевых точках нашего общества, а не просто о том, какие спектакли идут на сцене того или иного театра (хотя болевые точки, конечно же, бывают затронуты и на театральной сцене).

Итак, плакат. Образцы этого вида изобразительного искусства всегда били, как говорится, не в бровь, а в глаз: вспомните хотя бы плакаты военного времени (та же Родина-мать). Мы не были современниками их создания, но в сознании людей моего поколения они запечатлены, наверное, до конца дней.

Как же видят нынешние проблемы общества молодые наши современники? И в чем эти проблемы?

Для многих молодых авторов это — загрязнение окружающей среды, бедность и нищета, беспризорные дети, СПИД, наркомания. На эти темы размышляли О.Поляковская, А.Зюбр, Ю.Кусенкова, С.Буланова, К.Тарасова, Л.Ильина, Ю.Рубан, А.Сливка.

И если коллега-художник будет искать в их работах гармонию цветовых соотношений и грамотность использования шрифтов, то зритель-дилетант воспримет все в целом: замысел и воплощение, композицию и креативность — и оценит тоже все в комплексе. А главным критерием будет старое как мир: трогает или не трогает, берет за сердце или оставляет равнодушным.

И наверняка зритель остановится, чтобы всмотреться в ряд работ. Например, в плакат «Нищета хуже смерти» Анастасии Заостровской, на котором изображен человек, буквально раздавленный жизнью, человек не на грани, — а уже где-то за гранью мыслимого существования, которому сочувствует автор.  Или «Свидание, которого не ждут» — автор этого плаката художник зрелый, Владимир Бешнов, и в работе у него —красота молодой женщины, красота, которую перечеркивает угроза заражения ВИЧ-инфекцией. Щемящая картина — вид ребенка, брошенного где-то на свалке (автор — студент из Монголии С.Цацрал), которая рафинированному мечтателю покажется преувеличением, а трезвому аналитику — прямым отображением проблемы оставленных детей, сирот при живых родителях, число которых сегодня превышает все масштабы проблемы послевоенных лет.

Несколько прямолинейно говорится о проблеме наркомании, да и СПИДа: самый популярный художественный образ здесь — шприц.  Без него никуда — наркоману, без него не обходится и плакатист. Но если вдуматься, есть и другие виды наркотиков, где шприц вовсе не нужен, а вот другие варианты художественного решения — есть?

Эффектно, на мой взгляд, понимает поставленную задачу Ольга Еремеева в плакате «Скажи наркотикам «нет!».

Что касается СПИДа. то здесь есть ну совершенно лобовые атаки на зрителя, уместные разве что в медицинской спецклинике, — скажем, изображение резинового изделия с инструкцией по применению. Тогда, мол, безопасность гарантирована. Может, для больницы и создавался такой плакат?

Хотя другой автор (Лена Сливка) показывает иной подход: на плакате — вырванный из ежедневника листок, на котором перечень дел на день. Сдать зачет, купить билеты в кино, купить презервативы... Да, для молодежи — тема номер один.  Но все-таки здесь присутствует не столь однозначный взгляд на вещи, есть и некоторая самоирония, или, может, юмор: кто ведет девушку в кино, тот и запасается этими самыми изделиями...

Об открытости жанра, о его разящем воздействии на зрителя говорили на открытии выставки директор галереи Надежда Куклина, куратор галереи искусствовед Татьяна Ларева, куратор многих студенческих проектов художник Владимир Бешнов.

Немало красивых, креативных, остроумных работ в разделе экспозиции, посвященном театральной афише. Увидел силуэт Золушки — и хочется бросить все и помчаться в театр, настолько весь плакат, а не только она, Золушка, эффектен и изящен. Настоящее произведение искусства. Есть и другие примеры таких работ, удачных, достойных. Но это — уже другая тема...

В целом же выставка показывает неплохой творческий потенциал молодых авторов. Она дает надежду на то, что, например, такие уродливые металлические драконы, какой установлен на пересечении улиц Сухэ-Батора и Горького, в городе больше не появятся. А пока один из милых уголков Иркутска, «украшенный» этим драконом, больше напоминает свалку с консервными банками, заросшими бурьяном, чем городской скверик.

А еще остается надежда на то, что молодые авторы сумеют сами избежать тех «плакатных проблем», о которых они говорят, и помогут уберечься от них своим ровесникам, говоря с ними на одном языке.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора и Николая Ошкая,
специально для «Байкальских вестей»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии