Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Воды таинственной стихии

04 Февраля, 2020

Накануне праздника Крещения в Органном зале Иркутской областной филармонии состоялась премьера программы солистов из цикла «Секреты стиля». Она называлась «Музыка на воде». В концерте были представлены музыкальные произведения и иллюстрации из живописных работ разных эпох, отражающие водную стихию.

Началось все с увертюры из знаменитой сюиты Георга Фридриха Генделя, собственно давшей название программе. Несмотря на то что от первого исполнения этой музыки, состоявшегося 17 июля 1717 года, прошло более трех столетий, ее звучание воспринималось вполне современно и стало замечательным торжественным зачином ко всей программе. А иллюстрации из пейзажей художников эпохи барокко, таких как Ян Брейгель-старший, Клод Лоррен, Антонио Джоли, Йозеф ванБредель, Ян Брейгель-младший, поддержали праздничное настроение, заданное музыкой.

Композиторы и художники романтической эпохи внесли новый смысл и новые краски в тему воды. Для Франца Шуберта ее голос звучал в журчании ручья, сопровождавшего одинокого путника, отправившегося на поиски любви. Для Жака Оффенбаха Баркарола, песня в лодке, стала своеобразным символом течения времени, уносящего в невозвратную даль воспоминания о кратком миге счастья. А основоположник немецкой романтической живописи Каспар Давид Фридрих в своей аллегорической картине «Этапы жизни» соединил морские просторы и корабли, плывущие по волнам, с темой краткости сроков, отмеренных каждому человеку на земле.

Импрессионизм и постимпрессионизм – новая глава в избранной нами теме, богатейшая и разнообразнейшая: это и основоположник нового музыкального направления Клод Дебюсси, и французские художники Клод Моне, Поль Сезанн, Берта Моризо, Альфред Сислей, Поль Гоген, Эдуард Мане, и американские, швейцарские, английские, немецкие пейзажисты. Трудно сказать, что более восхищало: красочность музыкальной гармонии или безбрежная стихийная мощь и мастерство ее воплощения на холсте.

Русская музыка и живопись объединились в великих творениях Ивана Константиновича Айвазовского и звуках произведений Петра Ильича Чайковского, Антона Григорьевича Рубинштейна, Цезаря Антоновича Кюи, Сергея Васильевича Рахманинова. В программе упоминались малоизвестные факты из жизни всемирно признанного мариниста, свидетельствующие о его необыкновенной душевной щедрости: например, как Айвазовский навсегда спас от мучительной жажды всех без исключения жителей Феодосии, организовав строительство фонтана, который и сегодня носит его имя.

Программу завершили произведения современных отечественных художников и музыка Исаака Осиповича Дунаевского. В январе 2020 года мы отмечаем его 120-летний юбилей, и этому событию специально посвящена концертная программа солистов филармонии, которая исполнена в Органном зале 28 января. В премьере «Музыка на воде» участвовали лауреат Всероссийского конкурса Екатерина Переверзева, Анна Шерр, Майдар Аюуш, лауреат Международного конкурса Татьяна Силаева, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Дмитрий Силаев, Дечебал Григоруцэ, видеоряд подготовила Маргарита Беляева, вела программу автор идеи проекта Марина Токарская. Следующий концерт из цикла «Секреты стиля» состоится уже 18 февраля и будет называться «История дуэта и двойного портрета».

1.jpg2-2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg

Марина Токарская, музыковед, кандидат искусствоведения,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Антонио Джоли. «Вид на порт Карла де Бурбона из дока».
1759;

Каспар Давид Фридрих. «Этапы жизни». 1835;

Берта Моризо. «Летний день». 1879;

Клод Моне. «Кувшинки». 1914–1917;

Иван Айвазовский. «Вид на скалистый берег со стороны моря».
1845;

Иван Айвазовский. «Аю-Даг в туманный день». 1853;

Иван Айвазовский. «Волга у Жигулевских гор». 1887 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии