Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В час, когда ветер бушует неистово…

16 ноября, 2015

95 лет назад войска генерала Врангеля покинули Россию

В ночь на 8 ноября 1920 года части Красной армии под командованием Михаила Фрунзе и повстанческая армия Нестора Махно начали штурм Перекопа, преграждающего им путь в Крым. К 15 ноября последнее сражение Гражданской войны в Европейской России было завершено. 145 тысяч человек, из которых около половины составляли штатские, а другую половину — солдаты и офицеры Русской армии генерал-лейтенанта Петра Врангеля, на 126 кораблях покинули Севастополь, Феодосию, Ялту. Керчь.

В отличие от представления, надолго утвержденного советской пропагандой, эвакуация прошла организованно, без паники и неразберихи. Все, кто решил уехать, уехали, хотя  плыть в Константинополь действительно пришлось в тесноте. Затем — долгие годы на чужбине, в эмиграции. Кто захотел остаться — остался и, за редким исключением, прожил недолго — «красный террор» в Крыму стал одной из наиболее мрачных страниц Гражданской войны.

И хотя борьба белых и красных продолжалась на окраинах страны, в том числе в Сибири, до 1922 года, крымский исход — рубежная дата. Следуя спортивной терминологии, теперь счет на табло был слишком красноречив и вопрос о победителе матча не вызывал сомнений.

Завершая основной период Гражданской войны и тем самым подводя ее предварительные итоги, крымская эпопея заслуживает и отдельного внимания — как по драматизму, так и по содержанию. Среди лидеров белого движения, в отличие от руководства большевиков, долгое время не было политиков, и это стало одной из ключевых причин поражения белогвардейцев. Исключение из правила — как раз барон Врангель, одна из страниц биографии которого связана с Прибайкальем: с октября 1902 по январь 1904 года, до ухода добровольцем на Русско-японскую войну, Петр Николаевич служил чиновником для особых поручений при  иркутском генерал-губернаторе.

В отличие от Колчака или Деникина Врангель уделял большое внимание экономике и социальному развитию контролируемой территории. По своей глубине его реформы в куда большей степени учитывали интересы рабочих и крестьян, чем, как вскоре стало очевидным, политика коммунистов. Но было уже поздно — перевес красных в 1920 году стал слишком велик. Собственно, большинство населения России, а затем Советского Союза, так и осталось в неведении относительно истинных действий Врангеля. Согласно красному агитпропу, «белая гвардия, черный барон снова готовят нам царский трон».

Отплытие эскадры Врангеля — глубоко символичное событие: из новой России ушла значительная часть России прежней. Как доказали последующие десятилетия, исход белых оказался для нашей страны куда более весомым и трагическим событием, чем это казалось вождям большевиков, охваченных победной эйфорией. Романс «Белой акации гроздья душистые» сменили чеканные слова: «Так пусть же Красная сжимает властно…». Сменили, чтобы продолжить череду грандиозных потрясений, от которых Россия не оправилась до сих пор. Ибо не может быть воспета и оправдана победа одной части народа над другой. И возвращается ветер…

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

      

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии