Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Зимний бум, мультипликативный эффект и почему Байкал не Пхукет

19 ноября, 2019

Руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина об индустрии отдыха в Прибайкалье

Совсем скоро исполнится четыре года с тех пор, как агентство по туризму Иркутской области возглавила Екатерина Сливина. Что изменилось в одной из выставочных для региона отраслей индустрии за это время? Чем живет туристическое хозяйство? Как удается совмещать развитие туризма и экологическую повестку? Корреспондент «Байкальских вестей» задал вопросы и получил искренние ответы.

– Екатерина Сергеевна, начать хотелось бы с краткого обзора текущего положения дел в отрасли. Расскажите, пожалуйста, каков сейчас общий объем турпотока в Прибайкалье? Сколько приезжает гостей? Из каких стран?

– За последние четыре года количество иностранных туристов выросло более чем вдвое, а общее число туристских прибытий увеличилось на 17 процентов. За девять месяцев 2019 года Прибайкалье посетили 1 млн 278 тыс. человек. Из них 326,8 тыс. – иностранцы, что почти на четверть больше показателей аналогичного периода предыдущего года. При этом география иностранных гостей региона обширна. Конечно, основную долю составляют граждане Китая, но многие туристы прибывают из Кореи, Германии, Франции, Монголии, США, Японии, Великобритании, Польши, ряда других стран.

4.jpg

Интересно, что временные рамки туристического сезона за последние несколько лет также расширились. В этом году впервые произошел переломный момент: у местных туроператоров получилось продать больше турпакетов на зиму, чем на лето.  Раньше к нам приезжали только в теплый сезон, причем в короткий период: активность наблюдалась с середины июля до 15 августа. Но за четыре года произошел кардинальный переворот туристического сезона на Байкале: очень сильно «выстрелила» зима. Не скажу, что это моя заслуга, это неправда. Для того чтобы раскрутить продукт, необходимо раскачивать рынок много лет.

Это результат работы 10–15-летней давности, когда был создан событийный календарь зимних мероприятий на Байкале – фестиваль «Зимниада», который окрестили «стратегическим возвращением зимы на Байкал». В советские времена иностранные туристы приезжали на Байкал и зимой и летом. Но когда политическая и экономическая ситуация в стране поменялась, самостоятельный турбизнес сделал упор на лето. Затем возникло понимание, что за пару месяцев много не заработаешь. В 2003 году по инициативе того самого турбизнеса возникла идея возродить зимний туризм.

Когда начинали, столкнулись с тем, что не было необходимой инфраструктуры. Туристические базы были рассчитаны только на летний прием, лишь две-три турбазы работали зимой. Благодаря «Зимниаде» была создана минимальная инфраструктура, которая позволила принимать гостей. Постепенно возник эффект снежного кома. Сейчас множество туристов оценили преимущества зимнего Байкала: больше всего прибытий фиксируется с февраля по март, а «высокий» сезон на Байкале теперь длится с мая по сентябрь-октябрь.

– Как развивается внутренний туризм? Что привлекает к нам соотечественников, а что, наоборот, не нравится?

– Турпоток увеличился в первую очередь за счет иностранных туристов. Роста внутреннего туризма, к сожалению, нет. Он в лучшем случае либо на прежнем уровне, либо идет на спад, потому что уровень доходов населения России не растет. Для иностранцев благодаря разнице курса валют Байкал очень доступен, что также сыграло свою роль в увеличении турпотока. Для российского туриста отдыхать в России очень дорого, сказываются высокие цены на перелеты, а также выраженная сезонность, из-за чего турбизнес вынужден повышать цены на услуги. С этими проблемами трудно бороться.

Возьмем авиаперелеты. Конечно, у нас есть ряд субсидируемых направлений, но деньгами из федерального центра поддерживаются маршруты в малые города. Безусловно, поддержка рейса Иркутск –Талакан жизненно необходима, но для кратного роста турпотока важнее субсидирование рейсов из Москвы. Однако загрузка рейсов Москва – Иркутск и без дотаций высока, поэтому предпосылок к их субсидированию нет. Единственное, что нам в какой-то степени помогло, – это возвращение в Прибайкалье лоукостера «Победа», благодаря которому многие авиакомпании пересмотрели свою ценовую политику в сторону уменьшения стоимости маршрутов в Иркутск.

Тем не менее областное правительство продолжает работать над этой проблемой. Месяц назад была принята стратегия туризма РФ. Мы подавали свои предложения, и первым делом был озвучен вопрос снижения стоимости авиабилетов. До конца этого года планируется разработать дорожную карту по реализации стратегии туризма, и там будут предложены конкретные механизмы по решению проблемы с внутренними авиаперевозками. Отмечу, что в этом году открылся новый рейс Иркутск – Санкт-Петербург, где у студентов и пенсионеров появилась возможность летать по льготному тарифу.

– Если можно, подробнее о месте туризма в Иркутской области. Какова его доля дохода в экономике региона?

– Если говорить о процентных долях, то небольшая, но другой в нашем регионе и не может быть. Прогноз доходной доли в ВВП России от туризма составляет по всей стране 3,5 процента. Для Прибайкалья это недостижимый рубеж. Наш регион – промышленно ориентированный. У нас есть мегапредприятия по энергетике, добыче и переработке природных ресурсов. Но если исходить из абсолютных цифр, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности по размещению посетителей гостиниц, турбаз и ресторанов за четыре года увеличился на 45 процентов. Например, в 2018 году общая сумма налоговых поступлений составила 869,9 млн рублей, а в 2015 году было 599,7 млн.

Стоит отметить, что туризм всегда дает мультипликативный эффект. В формировании и реализации туристского продукта задействовано более 53 отраслей. В России утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «туризм». В ней объединено 12 видов ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Если считать по этой методике, то в 2018 году туризм в Иркутской области принес 8 млрд 690 млн рублей налогов в консолидированный бюджет.

– Насколько в правительстве Прибайкалья рассчитывают на туристическую отрасль? Понятно, что она никогда не превзойдет доходы от ресурсов, даже на таиландском курорте Пхукет доход от туризма – лишь пятая строка доходов бюджета. Но тем не менее там туризм приносит миллиарды долларов.

– Внимание туристической отрасли уделяется во всех стратегических документах правительства. В проекте стратегии социально-экономического развития Иркутской области туризм выделен отдельным блоком. В Госплане Прибайкалья сформулированы несколько направлений, которым будет уделено особое внимание в части экономического развития. И одним из таких направлений выделен туризм. Например, туристско-экскурсионный поток в Иркутскую область к 2023 году должен превысить 2 млн 300 тыс. гостей, а объем платных услуг от туристской деятельности планируется увеличить до 10 млрд 318 млн рублей. Госплан предусматривает увеличение объема платных услуг и налоговых поступлений от туристской деятельности в консолидированный бюджет Иркутской области в два раза. Безусловно, правительство видит в туризме перспективу и экономический ресурс. Уже сейчас мы один из ключевых регионов на туристической карте страны. Иркутская область входит в пятерку субъектов РФ по количеству иностранных туристов. Туризм включен в состав федерального и регионального проектов «Экспорт услуг». В проектах указаны серьезные задачи, которые необходимо решить. То есть федеральные власти делают ставку в том числе и на наш регион.

– По объективным причинам нам никогда не принять таких туристических потоков, как у Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма или Краснодарского края. Но наши соседи тоже не отстают. Мы регулярно слышим о достижениях Алтая и Республики Бурятия, где туристическая инфраструктура развивается заметными темпами.

– Мы искренне рады за соседей, но стоит понимать, что у них совершенно другая ситуация. На Алтае нет ограничений по строительству новых туристических объектов. В Бурятии нет Прибайкальского национального парка, который тянется почти по всему западному берегу, на самых притягательных для туристов территориях. Кроме того, до сих пор не определена кадастровая карта этой охраняемой территории. Такая ситуация порождает множество законодательных противоречий, тормозит развитие территорий.

Отсутствие качественной инфраструктуры отпугивает туриста. Кому хочется добираться до отдыха по кочкам и ухабам? Благодаря Сергею Копылову у нас появилась возможность за три-четыре часа добраться до Малого моря. Теперь там появились базы, которые работают круглогодично. В выходные дни все турбазы заполнены нашими земляками. Но ресурс Малого моря органичен. Именно в эту сторону мы собираемся переориентировать туристические потоки, разгружать Малое море и Ольхон.

Таким образом, основная точка роста туризма на байкальском побережье находится со стороны Южного Прибайкалья. В Байкальске есть особая экономическая зона, в границах которой создан кластер туристско-рекреационного типа. Туда вкладываются средства областного и федерального бюджета. Разрабатывается проект «Развитие туризма на Южном Прибайкалье», который позволит создать брендовый туристский маршрут «Южно-Байкальское кольцо». Этот маршрут будет обустроен по мировым стандартам качества и станет основой для создания новых и развития действующих направлений: «Великий Чайный путь», «Байкал – Хубсугул», «Золотое кольцо Сибири». На южном Байкале получит развитие экологический, спортивный, образовательный и событийный туризм. При этом район доступен для любых видов транспорта.

Беседовал Вадим Мельников, «Байкальские вести»

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии