Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Наедине с собой и мирозданьем

15 ноября, 2016


1.jpg

В Галерее Виктора Бронштейна открылась персональная выставка известного бурятского художника Зорикто Доржиева «Теория хаоса». Проект проходит в рамках масштабной культурной акции Сбербанка в честь его 175-летнего юбилея. На пресс-конференции, прошедшей за день до официального открытия, ее организаторы рассказали журналистам об этом масштабном событии.

Анатолий Песенников, председатель Байкальского банка Сбербанка России:

— В этом году Сбербанку исполняется 175 лет, и свой юбилей мы отмечаем организацией крупного культурного проекта, к которому присоединился ряд крупнейших художественных музеев по всей стране. Самая широкая аудитория будет вовлечена в культурный процесс благодаря свободному входу в эти музеи и просмотру уникальных выставок. Главная цель проекта — познакомить людей с шедеврами и с наиболее яркими образцами искусства. Например, в Галерее Виктора Бронштейна с 14 по 20 ноября пройдут дни бесплатных посещений выставки Зорикто Доржиева, а 21 ноября — для людей с ограниченными возможностями.

Виктор Бронштейн:

— Открытие галереи в 2011 году начиналось с выставки, названной «Душа Азии», на которой были в основном представлены художники из Улан-Удэ. Выставка имела большой резонанс, мы словно открыли тогда для себя и для зрителей другую вселенную. Нельзя здесь говорить категориями «хуже — лучше», просто это другое измерение, другое видение мира, которое мы увидели в творчестве наших соседей, художников Бурятии. Тогда же было решено выделить отдельный зал под скульптуры Даши Намдакова, имя которого известно во всем мире, и мы очень гордимся, что у нас есть такое представительное собрание его скульптур и его интереснейших кукол, над которыми работает семья Даши. Может быть, с некоторых пор мы стали неравнодушны к восточной бурятской тематике. Может, она сама имеет какое-то магнетическое притяжение. Но у нас в галерее новая выставка — выставка бурятского художника Зорикто Доржиева, и опять в ее основе восточная тема и традиции. Причем впервые такое крупное событие проходит совместно со Сбербанком. Я думаю, что такое партнерство послужит нам новым опытом в работе и сложится благотворно для всех нас.

Что касается Зорикто Доржиева, его имя известно, он родился в Улан-Удэ, сейчас живет и успешно работает в Москве, имеет много поклонников творчества. Художник работает в тандеме с известным продюсером Константином Ханхалаевым. Выставка Зорикто прошла не так давно в Третьяковской галерее, экспонируются его работы и во многих странах мира.

Константин Ханхалаев:

— Прежде чем принять предложение Виктора Владимировича о выставке, я приехал посмотреть галерею и был приятно удивлен, насколько она замечательна. Считаю, иркутянам повезло, что в городе есть такое современное стильное пространство для восприятия искусства, в котором собрано так много прекрасных полотен художников. По России не много найдется подобного уровня галерей, как эта. Поэтому в такой обстановке приятно представить наш очередной новый проект.

10.jpg

Зорикто Доржиев:

— Для меня выставка «Теория хаоса» — это некий эксперимент, даже некий конфликт внутри себя, внутри произведений, внутри самого проекта. Хотелось предложить зрителю остановиться и задуматься. Несмотря на то что здесь собраны картины разностилевые, разнохарактерные и из разных коллекций, проект имеет общую направленность — интерес к человеку.

Ольга Бронштейн, директор галереи:

— Мы давно хотели привезти выставку Зорикто к нам, поэтому мы счастливы, что наша мечта осуществилась. Зорикто в художественном мире хорошо знают, поэтому предоставить пространство галереи для его полотен для нас очень значимо, важно и желанно. Проект проводится впервые со Сбербанком, ведь встать в один список городов-участников, куда вошли такие знаменитые музеи России, как московский Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, Государственный Русский музей и многие другие, — это огромная честь и ответственность.

Когда пресс-конференция закончилась, было достаточно времени, чтобы познакомиться уже непосредственно с работами Зорикто.

Как сказал художник, его внимание и главный объект в этом проекте – человек, и выставка полностью оправдывает эту направленность. Человек и его внутренний мир, его окружение, его размышления, его думы о сегодняшнем дне. Чувствуется, как художник пристально вглядывается в свои модели, стараясь понять, постичь, разглядеть, а широта и простор выставочного зала дают возможность увидеть изображенных на холстах персонажей, отстранившись на расстояние или лицом к лицу, приблизившись.

В экспозиции показано около 40 живописных работ из собрания галереи «Ханхалаев» (Москва).

Его герои не позируют, они схвачены художником в момент, когда находятся наедине с собой, когда им кажется, что никто их не видит, в минуты мечтаний, размышлений, единения со своим внутренним миром.

Такова, на мой взгляд, работа Зорикто «Дневник Джульетты», где передано живое очарование юности. Тонкое лицо девушки, трепетная фигура в наброшенном халатике, но не запахнутом до конца, а оставляющем зрителю возможность прикоснуться взглядом к открытой полоске обнаженного тела, за которым скрыты таинство, трепет, чувственность, нега. Накручивая машинально локон волоса на палец, девушка сосредоточенно о чем-то думает, и взгляд ее блуждает где-то за пределами доступного нам мира. Потрясающе красива расцветка халата, на сине-голубом фоне которого вырастают белые цветы на тонкой ножке, похожие одновременно на одуванчики и лотосы, и линия их длинного тонкого стебля повторяет линию изгиба тела Джульетты. Картина эротична по сути своей и в то же время целомудренна, полна гармонии и поэтического чувства. Пройдя к следующему полотну, к ней оборачиваешься, а потом возвращаешься вновь. Она не хочет отпускать: зовет, завораживает, манит.

20.jpg

В каждой картине Зорикто — четкая пластичность форм, цветовых соотношений, и все это органически сплетено между собой. А еще непременное присутствие тайны, например, «Полет шмеля». Казалось бы, бытовая жанровая сценка: слева раскрытая настежь дверь, рядом — другая, у дверного косяка одной из них — фигурка маленького мальчика, наблюдающего за летающим насекомым. Художник открывает взору только пухлые щеки мальчика да небольшую часть его фигуры, но не скрыть его заинтересованный, даже изумленный взгляд, следящий за кружением шмеля. Его наличие зритель может только предполагать, так как он остается за кадром, но тот интерес ребенка к шмелю передается через него к зрителю, заставляя работать наше воображение. И уж если фантазировать дальше, то распахнутая дверь на полотне ведет не в домашние покои, а, скорее всего, в мечты мальчика, зияя черным неведомым пространством, тем миром, который ему, взрослея, непременно придется познать и постичь. И этот мир всего на расстоянии нескольких лет, которые позже уводят детей от родного порога.

Довольно интересно, с большим уважением к своим корням, традициям и культуре народа, но и с долей иронии решена картина «Семья». На фоне безбрежного неба и степи, поднимающихся вдали гор, едва намеченных контуром, мирно расположилась семья, состоящая, как водится, из главы семейства, его жены, сыновей-дочерей, невесток и зятьев, внуков и внучек. Не забыты и домашние животные, тоже приглашенные позировать: собака, смотрящая на север, и кошка, повернувшаяся в противоположную сторону, которую один из детей крепко держит за полосатый хвост, чтоб не исчезла из поля видимости. Все одеты в национальные костюмы, сосредоточенны и спокойны, усиленно позируя, и только дети, с их непосредственностью и естеством, заняты своими мыслями и делами, и им хочется побыстрее убежать. Картина — словно выхваченный из жизни эпизод, зарисовка, отпечаток времени. Эмоциональный строй работы — спокойный и созерцательный, но при этом наполненный динамикой, энергией, дыханием. Возможно, эта картина — как воспоминание из детства Зорикто, когда он сам был маленьким и участвовал в подобном коллективном снимке, сидя на коленях у дедушки.

Его программная работа «Теория хаоса» запечатлела тонкую одухотворенность модели, строгое благородство колористического решения, великолепную простоту и даже аскетичность. Но если постоять и поразмышлять, здесь ведь не просто портрет женщины в красном. На ее голове примостилась напоминающая шляпу иссиня-черная, налитая дождем туча, и из нее понемногу начинают вытекать первые тонкие струи, которые скоро перейдут в потоки ливня. И упадут они в почву, на полотне это красные одеяния-драпировки, и, напитаясь дождем, почва даст всходы и новую жизнь.

«Тень твоей улыбки». Нет, у Зорикто нет такой работы. У него эта картина называется иначе — «Пандора», а я придумала ей свое название. Как и в «Дневнике Джульетты», на ней полуобнаженная красавица, те же недосказанность и тайна, та же тонкость в подходе к изображению женщины, загадка, которую художник пытается постичь. Фигура его модели легка и наполнена движением, хотя ее поза достаточно статична. Она напоминает Мадонну, весь облик которой нежен, тонок, одухотворен, смиренен. Она как символ материнства, милосердия и добра. Грациозно придерживая стекающую по плечам волну черных шелковых волос, женщина в задумчивости прикрыла глаза, остановив на краткий миг время. Ниспадающий синий покров делает ее еще красивее, оттеняя белизну кожи, хрупкость тонких пальцев.

Картина «Уличный художник» — это взгляд, обращенный в нас, будто мы застали юного мастера в момент истины, когда он собрался творить, то есть раскрашивать стены, но кто-то окликнул его, отвлекая от работы. Он оглянулся, и это как бы «случайное» стремительное мгновение запечатлел уже другой художник, передавая непосредственность и естественность мальчишки. Мне показалась интересной деталь, что маленький художник одет в синий халат, причем ткань халата не простая, ее фактура добротна, тяжела и даже благородна. Больше того, одна пола халата будто слегка «испачкана», нет, не краской, а маленькими туманностями — точечками, сильно напоминающими звезды. Наверное, романтик Зорикто прочит этому начинающему мастеру большую дорогу, и будет она тернистой, как у каждого большого художника, но не обычной. Иначе зачем маститому художнику выплескивать на маленького начинающего собрата звезды? Именно так я прочла эту работу.

Зорикто Доржиев, человек ищущий, в постоянном поиске новых тем и образов, никогда не удовлетворен достигнутым. Этот факт некоторым образом мы смогли увидеть и в клипе, который снят по его сценарию, где мятущаяся душа художника постоянно не удовлетворена тем, что сделано, а начатая картина то и дело срывается мастером с холста и выбрасывается.

40.jpg

Все работы Зорикто требуют прочтения, вдумчивого размышления над каждой, где фантазия должна придумывать к ним свои истории, иначе ни одна из них не «откроется», пока не будут «найдены ключи». Думаю, что название выставки обязывает. «Теория хаоса» — вселенский беспорядок, который, выстраиваясь в стройную систему, дал в конечном результате и нашу планету, и все, что на ней имеется, вплоть до простого одуванчика в придорожной пыли.

Атмосфера галереи и выставленные в ней работы Зорикто создают какой-то магический круг, потому что художник умеет проникнуть в глубину внутренней жизни человека, где скрыты разнообразные миры тончайших переживаний.

Ну что же? Должна признаться, все это чарующе. Его родители, известные художники Бальжинима и Римма Доржиевы, могут гордиться талантливым сыном, который, взяв что-то основополагающее от них, пошел своим путем, проторил свою колею в искусстве. Идеи он черпает из этнически глубоких традиций, перерабатывая их в своем мировоззрении, в этой «творческой мастерской» и представляя нам с помощью художественного языка, традиционных и новых техник в виде неожиданных образов.

Все может быть толчком к творчеству. И если ты любишь человека, если ты расположен к нему, то ты можешь не только с ним поделиться чем-то своим, но и взять от него что-то очень важное, найти в этом источник вдохновения…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»,
и пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.

На фото: Зорикто Доржиев на открытии выставки;

«Теория хаоса»;

«Уличный художник»;

«Полет шмеля»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии