Молодые годы Большой улицы
В Иркутской областной юношеской библиотеке имени Иосифа Уткина 1 марта состоялась презентация буклета, посвященного главной улице областного центра – Карла Маркса, прежде носившей солидное имя улицы Большой. Познакомиться с биографией трех с небольшим километров первой в Сибири по-настоящему европейской «перспективы» отныне может каждый иркутянин. Благодаря усилиям городской общественной организации «Клуб молодых ученых "Альянс"» в тридцатистраничном буклете собраны малоизвестные факты про самые примечательные здания, по нынешнюю пору задающие тон историческому облику города.
История перед глазами
Автором буклета стал историк Алексей Петров, известный в городе по своему проекту «Прогулки по старому Иркутску». По его словам, история улицы исключительно любопытна. В XIX веке иркутяне называли ее «наш Невский проспект», а приезжие петербуржцы подтверждают, что на Карла Маркса чувствуется дух Северной столицы. Нынешнему облику улица Карла Маркса обязана большому бедствию. В 1879 году в Иркутске произошел грандиозный пожар. Как в свое время Лондону, пожар помог концептуальному переустройству архитектуры столицы Восточной Сибири.
Чисто сельский пейзаж с неопрятными деревянными избами и грязным проселком превратился в «уголок Европы», который расхваливал сам Антон Павлович Чехов. Городские власти приняли решение, что улица Большая станет центральной, и полностью запретили здесь деревянное строительство. Так Большая стала респектабельной территорией банков, солидных торговых учреждений, отелей и рестораций. В следующем году исполнится 100 лет со дня, когда улица Большая потеряла свое историческое название: 5 ноября 1920 года она была переименована в честь экономического и социального теоретика Карла Маркса. Однако в народной памяти имя Большой сохранилось вплоть до 1960-х годов.
– Что ценного в этой улице? Представим себе небольшой клочок земли в центре города. За нашей спиной драматический театр –1897 года постройки. Напротив здание Управления ВСЖД 1930 года. Перед ним дом 1905 года. С левой стороны от нас дом Метелева – 1903 год, справа здания 1950–1960-х годов прошлого века. На этом небольшом участке сохранилась столетняя история нашего города, – подчеркнул Алексей Петров.
С перерывом на «шпиль»
Улица возникла еще в XVIII веке под названием Большой Першпективной. Она берет начало у спуска к реке Ангаре, где нашим предкам было удобно набирать воду. По сведениям из протоколов иркутской городской управы, городской водозабор в прежние годы работал неважно. Несмотря на то что вода из Ангары была доступна круглосуточно, горожанам приходилось приходить с утра пораньше. В народной сутолоке вода мутилась, и чистой воды хватало далеко не всем. Конечно, можно было отойти подальше, но только в одном месте располагался удобный пологий спуск к руслу.
Именно здесь, напротив Транссибирской магистрали, в 1908 году был установлен памятник Александру III. Он простоял всего 13 лет. В 1920 году советские власти убрали фигуру монарха, а постамент простоял «голышом» еще 40 лет, пока на нем не укрепили идеологически стерильный гранитный обелиск, в народе прозванный «шпилем» и «мечтой импотента». Царя-миротворца вернули на законное место в 2004 году, причем монумент воссоздавали по фотографиям, поскольку чертежей не сохранилось.
Все промелькнули перед нами…
По словам Алексея Петрова, именно в районе набережной создавался микроклимат городской жизни, поскольку здесь с 1838 по 1917 год располагалось здание Иркутского генерал-губернаторства. Восемьдесят лет тут работали главные лица Восточной Сибири. Здесь бывали многие именитые личности, которые в европейской части нашей страны считались государственными преступниками: декабристы, петрашевцы, «сепаратиствующие» поляки, а также политические ссыльные, в том числе идеолог анархизма князь Петр Кропоткин. Бывал и флотский офицер, а позже Верховный правитель России Александр Колчак. Возможно, именно отсюда исходит бунтарский дух Прибайкалья.
Новое здание Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества (ВСОРГО) было построено в 1883 году. Деньги на дом в мавританском стиле, где сейчас располагается Иркутский областной краеведческий музей, собирали по всей стране: по списку городов, откуда были жертвователи, можно серьезно восполнить пробелы в знании географии. На фризе здания поместили фамилии исследователей Сибири, причем некоторые из них (тот же Колчак) в годы советской власти были зачищены как политически вредные.
Театр, гостиница, кино
В 1897 году в Иркутске построили пятое здание городского театра. Четыре предыдущих были деревянными, а значит, по укоренившемуся в нашем городе с давних пор обычаю, их судьба была печальной: все они сгорели. На новое здание иркутяне собрали два миллиона рублей. Кто-то жертвовал 100 тысяч, кто-то червонец, но списки абсолютно всех меценатов публиковались в местной печати – хитрый трюк положительно сказался на росте благотворительных настроений среди иркутян. Каменное здание, в котором нынче расположился Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова, возведено по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров Виктора Шретера.
Самый крупный отель Иркутска – гостиница «Централь» – располагался на пересечении улиц Большой и Амурской. Это был первый отель города, который хвастался эксклюзивным доступом к таким диковинным удобствам, как ванна и телефон. При отеле был самый крупный городской ресторан, где подавали блюда французской кухни. Здесь столовались известные путешественники, путь которых волею судеб пролегал через наш город. Интересно, что до революции в каждой городской газете публиковались меню иркутских ресторанов. Таким образом, каждый, кто не мог себе позволить обед в приличном месте, мог утешать себя грезами, вкушая духовную пищу чтением. Теперь этот обычай эволюционировал в гастрономические посты в Instagram.
Иркутяне обожали ходить в кино. К 1914 году наш город занимал третье место в царской России по количеству кинотеатров. Здесь было 11 киноиллюзионов, из которых семь находились на улице Большой. На месте нынешнего кинотеатра «Художественный» находился киносалон «Фарс», принадлежавший турецкоподданному (не Бендеру). Вскоре турецкоподданный умер, и кинотеатр выкупил известный в городе пионер синематографа Антонио Донателло, создатель первого иркутского «Киноиллюзиона».
Как в машине времени
Современники называют улицу шумной, деловой, полной самых красивых каменных зданий города. Мостовая была выложена мягкой брусчаткой, которая гасила звуки дамских каблуков и цокот конских копыт, создавая атмосферу тишины и уюта. Большая была еще и улицей мороженого. Тележки с мороженым стояли на углах и перекрестках на протяжении всей улицы: торговали сливочным, фруктовым и крем-брюле. Здесь также было множество чистильщиков обуви, шарманщиков, жонглеров и фокусников.
Буклет «История улицы Большой» раскрывает еще больше тайн и любопытных подробностей градообразующей локации Иркутска. Отдельные главы посвящены Белому дому и окружающей территории, домам Владимира Рассушина и братьев Кузнецовых, зданию Русско-Азиатского банка и памятнику Ленину. Особенный интерес вызывают истории топонима «Сапожок», пугающего дома № 30 сталинской постройки, узкоколейной железной дороги, а также список всех домовладельцев улицы Большой. Буклет насыщен архивными фото. Буквально затягивая читателя в водоворот ушедшей эпохи, издание воспроизводит эффект настоящей машины времени.
Вадим Мельников, «Байкальские вести».
Фото Александры Масник, «Байкальские вести».
На фото: Рассказывает Алексей Петров;
На страницах буклета
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.