Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

13 июня, 2023

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию первого всенародно избранного губернатора Иркутской области, предстоящему в феврале 2024 года. Инициаторами и участниками проекта являются Фонд сохранения памяти и развития наследия Ю.А. Ножикова и Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых.  

Факт 21. Выступал за газификацию Иркутской области

В первом квартале 1992 года консорциум предприятий «Байкалэкогаз» завершил технико-экономическое обоснование освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Для дальнейшей реализации проекта по инициативе областной администрации в апреле 1992 года была создана и зарегистрирована компания «РУСИА-Петролеум».

– Несмотря на тяжелое экономическое положение начала 90-х, глава региона Юрий Абрамович Ножиков поддержал идею газификации Прибайкалья, – вспоминал Лев Платонов, заместитель председателя облисполкома с 1984 по 1991 год, руководитель общественного совета Байкалэкогаза и первый генеральный директор «РУСИА-Петролеум». – Газовый проект имел исключительное значение для Иркутской области. Предоставляя серьезные экономические преимущества, он еще и решал задачи по оздоровлению экологической обстановки.

О намерениях перевести теплоисточники с угля на газ заявило Иркутскэнерго. На потребление газового сырья нацелил свои мощности АНХК. К переходу на голубое топливо готовились промплощадки Саянска и Усолья. Эти намерения подкреплялись делами: часть выручки предприятий решением трудовых коллективов направлялась в «РУСИА-Петролеум». Колоссальные средства шли на геологоразведку. В результате компания обеспечила прирост запасов природного газа на Ковыкте с 346 млрд до 2 трлн кубометров.

Со сменой политики и политиков уникальное начинание так и не реализовали до конца. Однако задел оказался настолько велик, что газовый проект, получивший старт при Юрии Ножикове, и спустя десятилетия способен изменить качество жизни целого региона.

1н.jpgС губернатором префектуры Исикава (Япония) Ракю Наканиси в аэропорту Иркутска. Крайний справа – первый заместитель председателя облисполкома Лев Платонов, крайний слева – первый заместитель председателя облисполкома Валерий Игнатов. Июль 1991 года

Факт 22. Остановил стихийный митинг

12 апреля 1995 года в Иркутске у Дворца спорта проходил митинг трудящихся и студентов, организованный профсоюзами, который неожиданно перерос в стихийное шествие и несанкционированный митинг в сквере Кирова.

– В какой-то момент два или три человека поднялись на ступеньки возле фонтана у Дворца спорта и предложили идти к «серому дому», – вспоминает участник событий Роман Буянов, тогда первокурсник Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА; ныне БГУ), сейчас полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании области. – Началось стихийное шествие по улице Ленина. Поскольку явных лидеров не было, то, когда дошли до сквера Кирова, возникла заминка: а что делать дальше? Вскоре появился первый кордон милиции, потом второй – в касках и с дубинками. Атмосфера накалялась. Кто-то прокричал: «Давайте Ножикова! Требуем губернатора!» Это казалось неким выходом из ситуации, хотя мы и не надеялись, что губернатор ответит на вызов. И вдруг появился взъерошенный Ножиков в пиджаке нараспашку. Оставил позади кордон и вошел в толпу.

– Я не мог не выйти на площадь, – вспоминал об этом митинге в книге «Я это видел» Юрий Абрамович. – Тут дело не в самообладании или храбрости. Тут дело в понимании человеческой беды, которая может случиться. Надо почувствовать ее, быть неравнодушным. А случится… Пусть лучше погибнет один человек, даже губернатор, чем десятки или сотни.

Студенты встретили губернатора аплодисментами. Юрий Ножиков предложил сформировать из числа митингующих инициативную группу и продолжить разговор в областной администрации уже в другом формате, что и было сделано.

Этот эпизод произошел через несколько часов после встречи губернатора с прилетевшим в Иркутск министром обороны РФ генералом армии Павлом Грачевым. На встрече обсуждались военная ситуация в Чечне и целесообразность участия военнослужащих-срочников в боевых действиях. Сообщение о шествии к «серому дому» поступило, когда Ножиков рассказывал журналистам об итогах встречи с главой оборонного ведомства.    

Факт 23. Запретил переруб ценных пород древесины

На протяжении 1970–1980-х годов органы лесного хозяйства страны согласовывали перерубы хвойных пород древесины на территории Иркутской области в объемах до 5 млн кубометров в год. К концу 80-х это привело к уменьшению площади спелых и перестойных лесов в Прибайкалье на 27 процентов, а также к значительному сокращению запасов спелой древесины.

– Потребительский подход центральных ведомств, не учитывавший реального состояния лесосечного фонда и интересов области, получил отпор в лице председателя облисполкома Юрия Ножикова, – вспоминает Николай Носырев, главный инженер Иркутсклеспрома с 1986 по 1992 год, впоследствии заместитель главы областной администрации по лесопользованию. – В 1989 году облисполком запретил практиковавшийся ранее переруб расчетных лесосек по хвойному хозяйству – самым ценным породам. Иркутская область стала единственным регионом, где Минлеспром СССР был вынужден корректировать планы заготовки древесины с учетом категоричной позиции местных властей.

Эта позиция так и осталась неизменной. «Чем нам только не грозили и не грозят. Что касается лично меня, то я сказал твердо: пока буду председателем облисполкома, разрешение на переруб не выдам никому», — отчитывался перед избирателями в 1990 году Юрий Ножиков.

В период с 1989 по 1991 год облисполком принял десять решений по вопросам лесного хозяйства. Новая региональная политика, направленная на сохранение лесных ресурсов, позволила не только прекратить перерубы расчетной лесосеки, но и существенно увеличить объемы лесовосстановительных работ.

2н.jpgНожиков и его автомобиль. На «Ниве» губернатор ездил сам, без водителя, и по служебным делам. В том числе в «серый дом»

Факт 24. Способствовал возрождению Российского детского фонда в Прибайкалье

Одними из самых социально незащищенных в условиях радикальных экономических реформ начала 90-х оказались дети-сироты. На этот период приходится рост количества детей, родители которых были лишены родительских прав. Если в 1990 году в Иркутской области было выявлено 1128 детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1993-м – 2472. В 1990-м в детские дома устроили 321 ребенка, а в 1993-м – уже в два с половиной раза больше. Представители Российского детского фонда наблюдали за агонией детства в полном бессилии.

– Когда я пришла на прием к главе региона Юрию Ножикову, то выплеснула на него всю свою боль, – рассказывает Светлана Кулинич, председатель Иркутского областного отделения Российского детского фонда. – Говорила, что у нас есть учреждения, где дети голодают. Он слушал молча. Высказав все, я ушла. В тот же день мне перезвонили и сказали, что Юрий Абрамович дал поручение подготовить встречу бизнеса с активом Детского фонда. На этой встрече он выступил с пронзительной речью, обратившись к руководителям предприятий с просьбой помочь детям. Обещал самым щедрым сделать экономический подарок от областной администрации в виде льготного кредита на развитие. И Ножикова услышали. С этого момента началось возрождение Детского фонда в Иркутской области, который практически уже был разрушен.

Фото из личного фонда Юрия Ножикова,
Государственный архив Иркутской области

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии