Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

26 июня, 2023

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию первого всенародно избранного губернатора Иркутской области, предстоящему в феврале 2024 года. Инициаторами и участниками проекта являются Фонд сохранения памяти и развития наследия Ю.А. Ножикова и Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых. Основой для материалов стали публикации, подготовленные журналистом Владимиром Шпикаловым.   

Факт 29. Строил Ново-Иркутскую ТЭЦ

Трест «Востокэнергомонтаж» под руководством Юрия Ножикова выполнял основные работы по монтажу теплоэнергетического оборудования Ново-Иркутской ТЭЦ. На теплоэлектроцентраль приходится более 70 процентов отпуска тепла для зданий жилищного фонда, социальной сферы и предприятий Иркутска. Первый из восьми котлоагрегатов станции ввели в эксплуатацию в 1975 году.

– В то время форсированно создавались тепловые мощности для обеспечения города теплом и горячей водой, – говорит Юрий Шкуропат, в 70-е годы управлявший трестом «Иркутскпромстрой», а позже председатель Иркутского горисполкома. – Наш трест являлся генеральным подрядчиком строительства Ново-Иркутской ТЭЦ, а основным субподрядчиком был Востокэнергомонтаж, который занимался установкой котлов и турбин – сердцем ТЭЦ. Энергомонтажники зависели от смежников, поэтому Юрий Абрамович лично следил за ходом общестроительных работ, сам не срывал утвержденных графиков и требовал от других того же. В случае аврала (на большой стройке не без этого) Ножиков выручал всех.

Ввод одного из котлоагрегатов едва не обернулся скандалом – подвели поставщики оборудования, а крайними, как всегда, оказались монтажники. Если не совершат чуда – сроки сдачи объекта будут сорваны. Юрий Ножиков собрал со всего Союза, в основном с Урала, где трудился раньше, самых опытных монтажников и бросил на стройку. Работал вместе с ними круглосуточно, без праздников и выходных.

«На Ново-Иркутской ТЭЦ я дневал и ночевал, под турбиной, в вагончике; телефон стоял – прямая связь с Москвой, чтобы вопросы быстрее решать, – вспоминал Юрий Ножиков в книге воспоминаний «Я это видел». – Мой трест все вытянул. Начальнику стройки – Красное знамя, а мне, за перерасход заработной платы, – выговор. Я говорю в обкоме: это что такое? Там смеются: носи этот выговор как Красное знамя...»

Факт 30. Внедрял новаторские методы организации труда

В 1970-е годы в Советском Союзе началось внедрение системы организации труда, основанной на бригадном подряде. У нового движения были и свои пионеры, среди них – Юрий Ножиков, который в 60-е годы возглавлял Средне-Уральский монтажный участок треста «Уралэнергомонтаж».

«На Средне-Уральской ГРЭС мы испробовали бригадный подряд, совсем новое тогда дело, – рассказывал Юрий Ножиков в книге воспоминаний «Я это видел». – Это была не моя идея. Ее привез Дмитрий Иванович Ачкасов, начальник главка. Суть такая. Наряды, по которым мы всегда работали, отменяются. Составляется договор – на всю работу, от начала до конца. В нем срок и сумма, оплата. Сделаете раньше – раньше получите. Сделаете позже – получите позже. А помесячно аванс. Результаты были ошеломляющими. Все бригады вдруг стали работать по десять часов. Я их не просил – сами. Пахали – я такого не видел… Повалили к нам делегации – опыт изучать. Я говорю: ничего не надо изучать, поговорите с людьми. Поговорили. И люди ответили: «Мы знали, за что работаем». Вот в чем сила. И теперь не мы над ними стояли с палкой: работайте, а они над нами: дайте работу, обеспечьте оборудованием, инструментом, прочим… Этот эксперимент показал: если человек заинтересован в результатах своего труда, он всего достигнет».

Факт 31. Строил Богучанскую ГЭС

25 мая 1987 года вышел приказ Минэнерго СССР о перекрытии Ангары в октябре 1987 года и вводе первых агрегатов Богучанской ГЭС в 1991 году. Строительством гидроэлектростанции с первого колышка занимался Братскгэсстрой. С декабря 1984 года общее руководство работами перешло к Юрию Ножикову. К осени 1987-го котлован первой очереди ГЭС был готов к затоплению. На перекрытии, которое состоялось 25 октября, вместе с начальником Братскгэсстроя Юрием Ножиковым присутствовали представители ЦК КПСС, Минэнерго СССР и других союзных ведомств.

– В перекрытии было задействовано несколько десятков 40-тонных и 27-тонных БелАЗов, – вспоминает участник события Владимир Толстов, работавший тогда в АТП-12 Богучанского участка управления автомобильного транспорта Братскгэсстроя. – Проран (свободная часть речного русла посреди строящейся плотины) составлял около 70 метров. Отсыпку вели одновременно с двух сторон – левого и правого берегов Ангары. БелАЗы возили из скального карьера камни весом от 2 до 10 тонн каждый. Но даже такие глыбы Ангара поначалу сносила. Вскоре река сдалась и пошла через сооружения гидроузла.

Это была последняя крупная победа гидростроителей над водной стихией в истории Советского Союза.

Факт 32. Приступил к подготовке строительства второй ТЭЦ для Иркутска

Во второй половине 80-х по инициативе Юрия Ножикова в Иркутске было создано подразделение Братскгэсстроя – УСМ-6 треста «Строймеханизация». Благодаря мощному парку техники этот трест называли боевой машиной строителей. В областной центр гиганта стройиндустрии затянули обещаниями большого объема работ на энергетических объектах. После того как в феврале 1987 года в Иркутске утвердили план закрытия около 300 котельных до 2000 года, строительство второй ТЭЦ для города стало необходимостью.

– Сначала мы провели теплотрассу от Ново-Иркутской ТЭЦ в микрорайон Солнечный, – рассказывает Владимир Тракаль, в те годы начальник ПТО УСМ-6 треста «Строймеханизация» Братскгэсстроя. – Построили котельную в Усть-Ордынском и активно подключились к возведению жилья в Иркутске. Тогда же взялись за подготовку площадки под строительство ТЭЦ-8 для обеспечения теплом микрорайона Ново-Ленино. Сибирское отделение ВНИПИ (Всероссийского научно-исследовательского и проектного института) разработало проект теплоэлектроцентрали, согласно которому она могла работать и на угле, и на газе. Юрий Ножиков, начальник Братскгэсстроя, считал этот объект очень значимым для Иркутска, поэтому добивался скорейшего разрешения на строительство.

Однако процесс согласования затянулся на годы. Несмотря на то что место для ТЭЦ подобрали относительно далеко за пределами города, жители Ленинского района митинговали и собирали подписи против «экологически вредного предприятия». Но не экологи оставили Иркутск без стратегически важного теплоисточника: государству уже не хватало средств на сооружение крупных энергообъектов. 24 декабря 1991 года коллегия Минэнерго СССР присудила переходящее Красное знамя братскгэсстроевской «Строймеханизации» по итогам работы за третий квартал – знамя передали коллективу треста на вечное хранение в связи с распадом Советского Союза. «Боевая машина строителей» остановилась.

1и.jpg2и.jpg

На фото: Торжественное вручение ордена Трудового
Красного Знамени тресту «Востокэнергомонтаж».
Управляющий трестом Юрий Ножиков держит знамя.
1981 год;

Ново-Иркутская ТЭЦ

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии