Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

31 июля, 2023


1н.jpg

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию первого всенародно избранного губернатора Иркутской области, предстоящему в феврале 2024 года. Инициаторами и участниками проекта являются Фонд сохранения памяти и развития наследия Ю.А. Ножикова и Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых (микрорайон Университетский, 70).   

Факт 49. Предлагал принять декларацию об экономической самостоятельности Иркутской области

К 1990 году социально-экономическое положение в Советском Союзе резко ухудшилось. Пока правительство заявляло о готовности перейти к рыночным отношениям, рынок, в худшем своем проявлении, уже начинал править государством. Страна жила по неписаным законам: отсутствовали правовые документы по рыночной инфраструктуре, денежно-финансовому регулированию, социальной защите населения в условиях экономической реформы. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, председатель облисполкома Юрий Ножиков предложил областному Совету народных депутатов принять декларацию об экономической самостоятельности Иркутской области.

– Нельзя дальше терпеть, что наши природные ресурсы бездонно и беспошлинно уходят с территории по неизвестным запутанным каналам, – заявил в октябре 1990 года на сессии облсовета Юрий Ножиков.

На период до появления соответствующих российских законов он ставил задачу заключить соглашение с правительством о передаче широких полномочий областному совету вплоть до распоряжения всеми без исключения природными ресурсами Прибайкалья и возможности издавать местные законы в рамках Конституции и законодательства РСФСР. Решения, которые предстояло принять на уровне облсовета, были реформаторскими. Первоочередные меры перехода к рыночной экономике в области несли за собой коренные преобразования не только в экономической, но и в социально-политической жизни региона.

– Мы идем по пути в незнаемое, – признался Юрий Абрамович и обратил внимание депутатов на то, что предложения исполкома не являются истиной в последней инстанции.

Факт 50. Отказался от повышенной зарплаты

В декабре 1992 года Иркутский областной совет народных депутатов установил, что заработная плата председателя облсовета и главы областной администрации должна быть не ниже, чем у руководителей крупных государственных предприятий (некоторые из них получали до 200 тысяч рублей). В январе 1993 года малый совет, выполняя наказ декабрьской сессии, назначил Юрию Ножикову денежное содержание в размере 96 тысяч рублей в месяц.

Однако глава региона отказался от такого повышения и сказал, что будет получать вдвое меньшую сумму. К тому же решение областных депутатов противоречило ранее принятым постановлениям Верховного Совета и Правительства России.

– Москве только дай поймать тебя по личным вопросам, как Иркутскую область накажут по вопросам стратегическим, – объяснял свою позицию журналистам Юрий Абрамович. – «Ах, ты просишь финансирования, а зарплату какую у себя установил?» Или: «Ты хочешь революцию в энергетике сделать, чтобы самому припеваючи жить?» Я не могу предоставить определенным кругам в правительстве возможность так пинать меня.

На тот момент, по оценке Юрия Ножикова, региональные власти находились в восьми крупных конфликтах с федеральным центром. В частности, накануне обратились в Конституционный суд РФ с ходатайством признать один из президентских указов противоречащим Конституции Российской Федерации.

Факт 51. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени

Юрий Ножиков был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени. Обе правительственные награды получены за работу в тресте «Восток­энергомонтаж», которым Юрий Абрамович управлял 14 лет. В 1971 году он был удостоен ордена за строительство Ириклинской ГРЭС в Оренбургской области, в 1981-м – за успешное выполнение социалистических обязательств десятой пятилетки и развитие Братско–Усть-Илимского территориально-производственного комплекса. Особо трест отличился на строительстве Усть-Илимской ТЭЦ. Четыре агрегата здесь пустили досрочно. Монтаж оборудования каждого из них проводился с заметным опережением нормативных сроков.

2н.jpg

«С Юрием Абрамовичем и легко, и очень трудно работать, – рассказывал на страницах «Восточно-Сибирской правды» бывший начальник Усть-Илимского управления треста Н.Г.Ваулин. – Легко, потому что он не «давит на психику», не взвинчивает руководителей тогда, когда его самого «накачают» в высшей инстанции. Уравновешенно, требовательно дает задания и жестко контролирует их. При этом всегда поможет, посоветует, как поступить, а где надо и защитит».

– В первой половине 80-х наш трест вышел на производственные рекорды, – говорит Николай Ларионов, начальник различных управлений Восток­энергомонтажа в период с 1963 по 1992 год. – И это непосредственная заслуга Юрия Абрамовича Ножикова. Он уделял исключительное внимание социальным вопросам: мы строили много жилья для своих специалистов, поэтому к нам ехали работать со всех концов страны. Перед тем как Юрия Абрамовича перевели в Братскгэсстрой, совокупный объем мощностей объектов энергетики, введенных в эксплуатацию Востокэнергомонтажом в течение одного года, был самым высоким среди всех трестов Минэнерго СССР.

Факт 52. Заслуженный строитель Бурятии

В 1976 году Юрию Ножикову присвоили почетное звание «Заслуженный строитель Бурятской АССР». Таким образом республика отметила вклад управляющего иркутским трестом «Востокэнергомонтаж» в строительство Гусиноозерской ГРЭС. Эта стройка также стала для Юрия Абрамовича проверкой на прочность как руководителя, готового до конца отстаивать интересы своего коллектива.

«В Гусиноозерске не было ни жилья, ни продуктов в магазинах. Там вообще ничего не было, – рассказывает Юрий Ножиков в книге «Я это видел». – Я говорю: при таких условиях никакого пуска не будет. Не надо о нем и мечтать. Замминистра, который вел эту стройку, на меня и поднялся. У нас был конфликт два года».

Из Ножикова выбивали высокие показатели, а он в ответ требовал обеспечения социально-бытовых условий для строителей, все-таки не в пустыне возводили ГРЭС, а рядом с городом. На коллегии Минэнерго СССР даже случился открытый конфликт.

«Перед коллегией этот замминистра откровенно и говорит мне в коридоре: «Готовься, сейчас тебе вломим», – вспоминал Юрий Абрамович. – Ну, мне отступать некуда. И каяться не в чем. Я все и выложил. Общежития ни к черту, есть негде, идут забастовки, протесты, эти общаги поджигают, люди идут на работу голодные... И опять говорю: в таких условиях никакого пуска и ждать нечего».

Противостояние неожиданно закончилось снятием с должности замминистра, а пуск первого энергоблока Гусиноозерской ГРЭС состоялся в декабре 1976 года.

3н.jpgСлева направо: председатель думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Леонид Хутанов, губернатор Иркутской области Юрий Ножиков, президент Республики Бурятия Леонид Потапов, глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Алексей Батагаев. 1995 год 

Фото из личного фонда Юрия Ножикова,
Государственный архив Иркутской области

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии