Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

14 августа, 2023

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию первого всенародно избранного губернатора Иркутской области, предстоящему в феврале 2024 года. Инициаторами и участниками проекта являются Фонд сохранения памяти и развития наследия Ю.А. Ножикова и Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых (микрорайон Университетский, 70).   

Факт 57. Отстоял независимость энергосистемы Иркутской области

В августе 1992 года президент России Борис Ельцин издал указ «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации». Согласно решению главы государства, крупные объекты электроэнергетики страны, в том числе Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, передавались в РАО «ЕЭС России».

– Как только вышел указ, я сразу поехал к Юрию Абрамовичу, который тогда лежал в больнице, – вспоминает Виктор Боровский, генеральный директор Иркутскэнерго в 90-е годы. – Ему не нужно было объяснять, какую угрозу несет такая приватизация. Если Москва возьмет на себя управление энергосистемой региона, это приведет к немедленному и непредсказуемому росту энерготарифов. «Давайте будем биться вместе», – сказал он. Тут же, в больнице, провел пресс-конференцию: назвал действия федеральных властей грабежом, заявил, что областная администрация сделает все, чтобы сохранить региональную энергосистему единой и независимой. Дал поручение юристам рассмотреть возможность обращения в Конституционный суд.

В сентябре Малый совет Иркутского областного Совета народных депутатов выразил несогласие с президентским указом, посчитав, что он ущемляет права области как субъекта Федерации. В ноябре Юрий Ножиков, в противовес указу Бориса Ельцина, подписал постановление об акционировании государственных предприятий электроэнергетики на базе Иркутскэнерго. Работа согласительной комиссии, созданной российским правительством, результатов не дала. Тогда глава региона Юрий Ножиков, председатель облсовета Виктор Игнатенко, народные депутаты РФ от области обратились в Конституционный суд, который в сентябре 1993 года постановил: при издании президентского указа были нарушены права Иркутской области, закрепленные в Конституции и Федеративном договоре. Так ГЭС остались в собственности Иркутскэнерго, что позволило сохранить тарифы на электроэнергию в Приангарье самыми низкими в стране.

1н.jpg

Факт 58. Боролся с привилегиями

Юрий Ножиков категорично относился к всевозможным привилегиям. Когда вместе с официальными делегациями приемная председателя облисполкома стала наполняться подарками, он подписал распоряжение: все дары в адрес исполнительного комитета подлежат строгому учету и передаются в детские дома. «Слаб человек. Если нет противовеса, пускается во все тяжкие», – говорил Юрий Абрамович.

Коттедж свой он построил в непрестижном районе города – на окраине Иркутска, рядом с микрорайоном Зеленым. На удивленные вопросы, почему не по Байкальскому тракту, поближе к Ангаре, отвечал: «Не хочу среди блатных». Декларацию о доходах представил задолго до соответствующего распоряжения президента. Далеко не все руководители областной администрации последовали этому примеру.

«Четверо чинов моей администрации получили от коммерческих фирм вознаграждение – по 10 тысяч долларов, – вспоминает Юрий Ножиков в книге «Я это видел». – Я посмотрел документы: действительно, не возбраняется. Имели право как члены совета директоров, представляющие госпакет акций. Но я пригласил их и предложил вернуть деньги. Они мнутся: так и сяк, все, мол, по закону, да мы их уже истратили... Я говорю: это ваши проблемы. Занимайте, собирайте у родственников, как хотите...»

Факт 59. Отказался поддержать ГКЧП

В августе 1991 года председатель Иркутского облисполкома Юрий Ножиков отказался поддержать Государственный комитет по чрезвычайному положению. О своей позиции заявил сразу после смещения Михаила Горбачева с поста президента СССР, считал, что в подобной ситуации выжидать нельзя: пропадешь – так хоть будешь знать за что.

«Собираю исполком, всех поголовно – двадцать пять человек, – рассказывает в книге «Я это видел» Юрий Ножиков. – Начали обсуждать – горячо, долго. Смотрю: так может продолжаться бесконечно. Говорю: все, хватит обсуждать, будем принимать решение. Я сам его набросал, суть такая: считать действия ГКЧП неконституционными... Кто за такое решение, прошу голосовать. И первый поднимаю руку».

На второй день путча Юрий Абрамович провел встречи с руководителями правоохранительных органов, представителями армии. Генералы заверили, что военные не будут вмешиваться в гражданские конфликты. В тот же день пришла телеграмма от ГКЧП с требованием создать такой же орган в Иркутске.

«Телеграмма эта стала последней точкой, – вспоминал Юрий Абрамович. – Сидел-сидел, думал-думал, иду к Платонову Льву Анатольевичу, своему первому заму. Очень порядочный человек. Говорю: «Лев Анатольевич, вот пришла телеграмма, но я ничего такого организовывать не буду. Возможно, к концу дня отстранят, готовься принимать власть и создавать этот самый ГКЧП». Там у него еще Сюткин сидел, Борис Иванович, тоже мой заместитель. Он говорит: «Юрий Абрамович, мы ничего создавать не будем. Если вас снимут – вместе с вами уйдем в отставку».

Действия Юрия Ножикова поддержали не только его заместители, но и депутаты областного совета, на защиту председателя исполкома потянулись иркутяне. После известий из Москвы о роспуске ГКЧП, когда Ножиков выходил из «серого дома», толпа подхватила его и начала качать.

2н.jpg

Факт 60. Был активным участником ассоциации «Сибирское соглашение»

В начале 90-х годов 19 республик, краев, областей и автономных округов за Уралом объединились в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». В связи с этим СМИ тех лет периодически заводили разговор о региональном сепаратизме и желании Сибири отделиться от России, хотя никто из членов ассоциации о таком намерении никогда не заявлял. В эти годы политический вес нового объединения вырос настолько, что некоторые его предложения легли в основу решений федеральных госорганов.

В феврале 1993 года на заседание «Сибирского соглашения» в Томск прилетел премьер страны Виктор Черномырдин с командой своих заместителей и министров. Тогда же в ассоциации образовали координационные советы по важнейшим вопросам деятельности. Глава администрации Иркутской области Юрий Ножиков был утвержден руководителем координационного совета по проблемам недропользования. Свою задачу он видел в том, чтобы добиться паритета между центральной властью и регионами в распоряжении недрами.

– Сибирь – крупнейший поставщик нефти, но она сегодня сидит без нефтепродуктов, – приводил пример Юрий Абрамович. – Нужно, чтобы часть сибирских ресурсов вернули назад. Но кто же просто так, без борьбы, их отдаст? Такого у нас в истории еще не было... Отстоять наши позиции очень нелегко. Потребуются не только уговоры, но и силовые приемы.

Фото из личного фонда Юрия Ножикова,
Государственный архив Иркутской области.

На фото: Юрий Ножиков и Виктор Боровский;

Председатель Иркутского облисполкома
Юрий Ножиков в августе 1991 года. Справа
– один из его заместителей Борис Сюткин

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии