Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

14 ноября, 2023

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию со дня рождения первого всенародно избранного губернатора Иркутской области (1934–2010), предстоящему в феврале 2024 года. Завершающие факты, с 87-го по 90-й, публикуются как вкрапления в текст интервью главного редактора «Байкальских вестей» Юрия Пронина с президентом Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова, заслуженным юристом РФ Юрием Куриным, в прошлом – одним из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации. В текст, впервые опубликованный в нашей газете почти два года назад, внесены некоторые дополнения. 

1н.jpg

– Юрий Геннадьевич, когда, при каких обстоятельствах состоялась ваша первая встреча с Ножиковым? Осталась ли эта встреча в памяти? 

– Первая встреча с Юрием Абрамовичем… По существу, это была даже не встреча, а восприятие на слух. В студенческие годы – а я окончил юридический факультет Иркутского государственного университета в 1977 году – я был очень политизированным, читал много газет, в том числе местных – «Восточно-Сибирскую правду», «Советскую молодежь». Читал и о пленумах обкома партии, сессиях областного Совета народных депутатов. И вот однажды прочитал в достаточно подробном изложении (что в те времена бывало крайне редко) текст выступления управляющего трестом «Востокэнергомонтаж» Ножикова. Помню, даже обратил внимание на агрессивно-динамично-неспокойную фамилию. Во-вторых, красиво звучало название треста. Но главным было то, о чем говорил этот человек. Его выступление было одновременно масштабным, конкретным, критическим и конструктивным. Оно воспринималось свежим уже тогда, хотя это был апогей брежневского застоя. Это чувствовалось даже в официальной, газетной редакции.

Когда я как молодой специалист пришел на работу в прокуратуру Куйбышевского района и был принят в ряды КПСС, то был на пленуме Куйбышевского райкома партии, проходившем в актовом зале треста «Востокэнергомонтаж». В числе выступавших был Юрий Абрамович, и опять его выступление сорвало аплодисменты и поразило тем, что он мыслит масштабно, не говорит о мелочах, но и не уходит в пустословие. И совершенно не комплиментарно – никого не хвалит, с постановкой конкретных проблем и задач.  

Затем я прочел его выступление на каком-то совещании в Москве. Он полностью посвятил выступление диспропорции развития между центральной частью страны, с одной стороны, и Сибири с Дальним Востоком – с другой. Называл конкретные цифры о том, как несправедливо распределяются материальные блага – материально-техническое, продовольственное, промтоварное снабжение, заработная плата. В общем, выступал как поборник уральских, сибирских, дальневосточных и северных территорий.

Но это были заочные знакомства. Затем был такой эпизод. Работая в областной прокуратуре, я расследовал уголовное дело о хищениях и взяточничестве в особо крупном размере на горно-обогатительном комбинате «Мамслюда». Там нужно было провести огромную строительно-криминалистическую экспертизу: проверять объемы приписок, тарифы, которые были завышены, определить ущерб, причиненный предприятию. Я затруднялся в поиске экспертов. Многие из руководителей крупных строительных предприятий, к которым я обращался, под надуманными предлогами отказывали предоставлять своих специалистов – это ведь работа на несколько месяцев.

Я уже отчаялся, но потом вспомнил о Ножикове и поехал в его трест (здание напротив танка на улице 1-й Советской). Вопрос, над которым я бился несколько месяцев, Ножиков решил за пять минут – выделил специалистов (проектировщиков, бухгалтеров, отизовцев, сметчиков). Они оперативно прибыли и быстро все сделали. И я смог предъявить обвинение, дело было рассмотрено судом, преступников осудили к длительным срокам лишения свободы.

Но по-настоящему мы познакомились в начале 1988 года, когда я работал прокурором Центрального района Братска. Здание прокуратуры было затрапезным, и я решил построить новое здание, не прекращая работы прокуратуры в старом. Подрядчиком было одно из подразделений Братскгэсстроя. На каком-то этапе работы стали вестись вяло и снабжение материалами стало неудовлетворительным. Я забеспокоился. И вдруг раздается телефонный звонок: «Юрий Геннадьевич, вас беспокоит начальник Братскгэсстроя Ножиков. Не могли бы вы ко мне подъехать?» Я говорю: «Конечно. Назначайте время». Он отвечает: «Приезжайте, когда вам удобно. Я сегодня здесь допоздна».

Еду в машине, думаю: «Странно. Как прокурор я надзираю только за центральным офисом Братскгэсстроя. Но начальник руководит огромным трестом с числом работников свыше 100 тысяч от Урала до Чукотки. С какой стати он меня приглашает?». Ладно, хотя бы поставлю вопрос, чтобы быстрее строили здание прокуратуры, а там будет видно, что за причина приглашения.

Приезжаю. Ножиков очень демократично одет, пьет кофе, предлагает мне. Я отказываюсь. Поражаюсь тому, что на столе у начальника хоть и гигантского, но все-таки строительного предприятия лежит кипа литературы, которую вряд ли читает кто-либо из руководителей его уровня. Это и материалы партийных конференций, тексты новых законов – о предприятии, о кооперации, о новом мышлении, гласности, перестройке, экономических реформах и т. д. Я увидел, что во всех этих книгах, журналах, газетах, брошюрах сделаны многочисленные закладки и пометки.

Ножиков без долгих предисловий спрашивает меня: «Как вы оцениваете происходящее в стране?» Я говорю, что «оцениваю высоко, прежде всего, Вас, так как не ожидал, что вы читаете такую литературу». Во-вторых, как прокурор, продолжая ответ, делаю упор на формально-юридические моменты по тем или иным вопросам. Вижу, что Юрий Абрамович не совсем удовлетворен моим анализом ситуации: «А давайте посмотрим на вещи широко, масштабно». И рисует такую картину. Как только в соответствии с последними решениями руководства страны начнутся альтернативные выборы партийных, а потом и советских руководителей, сразу же обнаружится, что в партии нет истинных народных лидеров. И действующие руководители начнут стремительно проигрывать выборы. А победителями станут новые люди – на первом этапе это будут хозяйственники, потом появятся те, кто вообще не входит в нынешнюю номенклатуру. Более того, относящиеся к ней враждебно.

На фото: Факт 87. «Волшебный беспорядок»
на голове Юрия Абрамовича был притчей
во языцех. Здесь, на фотографии 1994 года,
губернатор относительно причесан…

Продолжение следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии