Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

20 Февраля, 2023


1ф.jpg

Продолжаем серию публикаций под названием «90 фактов из жизни Юрия Ножикова» (начало в № 6), посвященную первому избранному губернатору Иркутской области и приуроченную к 90-летию со дня его рождения в феврале 2024 года. Материалы публикуются при содействии Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова. 

Факт 3. Во время войны жил в доме-интернате

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году сначала на фронт ушел Абрам Моисеевич, а вскоре и мама Юрия Ножикова. Сам он вместе со своей детсадовской группой был эвакуирован из Ленинграда в Ярославль, а затем – на Урал, в деревню Меча, где жил в доме-интернате. Отсюда и вынес главное впечатление детства – голод.

«Кормили нас плохо, – вспоминает Юрий Ножиков в книге «Я это видел». – На иждивенца полагалось 300 граммов хлеба, до нас доходило 200, половину по дороге кто-то съедал. Утром давали кусочек хлеба и стакан с водой, днем, в обед, – такой же кусочек и супчик с половиной синей картофелины, вечером – опять хлеб с водой. А мы росли. Но голода настоящего еще не было. Деревенские носили в школу еду из дому и делились с нами. Потом и у них все до крошки выгребли – для фронта. Вот тогда и наступил настоящий голод. Мы таскали из огородов все что могли, ели всякую траву, крапиву толкли с солью – чтобы не так жглась – и тоже ели. Соли серой, каменной, там полно было. Маялись, конечно, животами, но молчали. Лекарство одно – не есть... Я до сих пор помню этот голод».

Абрам Моисеевич погиб при обороне Ленинграда в 1942 году, а Татьяна Семеновна была комиссована по ранению в 1944-м, разыскала сына и какое-то время работала в интернате. Позже они переехали в город Иваново, к бабушке Юрия – Анастасии Алексеевне Тороповой.

Факт 4. Предлагал ограничить личные доходы бизнесменов

Выступая в Совете федерации на парламентских слушаниях накануне 1995 года, губернатор Юрий Ножиков предложил ввести ограничения на размер заработной платы зарождающемуся классу бизнесменов. При сложившихся в 1994 году средних денежных доходах на одного работающего порядка 300 тысяч неденоминированных рублей в месяц отдельные руководители выписывали себе «получку» в десятки и сотни миллионов, выжимая из предприятий последнее. Возмущенный подобным положением дел губернатор призывал парламентариев принять закон, ограничивающий возможности для безмерного обогащения.

– Надо обязательно установить рамки для людей, получающих слишком высокие доходы сегодня, – говорил с высокой трибуны Юрий Ножиков. – Такая разница в оплате труда может привести к социальному взрыву.

Свои выводы он основывал на опыте Прибайкалья. Благодаря высокому уровню развития промышленности в регионе, общероссийский поток приватизации захватил Иркутскую область в числе первых. К 1995 году здесь уже было приватизировано 1936 предприятий и создано 600 акционерных обществ. По этим показателям Прибайкалье занимало третье место в стране, уступая лишь Москве и Нижегородской области.

На фото: Братский ЛПК был приватизирован в числе практически
всех крупнейших предприятий Прибайкалья уже в начале 1990-х годов

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии