Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

За кулисами войны

07 июня, 2021

Зачем Сталин казнил генералов-авиаторов?

Окончание. Начало в № 10–20

ПРИКАЗ

О маскировке аэродромов, войсковых частей и важных военных объектов округов

№ 0042 от 19 июня 1941 г.

По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано.

Аэродромные поля не все засеяны, полосы взлета под цвет местности не окрашены, а аэродромные постройки, резко выделяясь яркими цветами, привлекают внимание наблюдателя на десятки километров.

Скученное и линейное расположение самолетов на аэродромах при полном отсутствии их маскировки и плохая организация аэродромного обслуживания с применением демаскирующих знаков и сигналов окончательно демаскируют аэродром.

Современный аэродром должен полностью слиться с окружающей обстановкой, и ничто на аэродроме не должно привлекать внимания с воздуха.

Аналогичную беспечность к маскировке проявляют артиллерийские и мотомеханизированные части: скученное и линейное расположение их парков представляет не только отличные объекты наблюдения, но и выгодные для поражения с воздуха цели.

Танки, бронемашины, командирские и другие спецмашины мотомеханизированных и других войск окрашены красками, дающими яркий отблеск, и хорошо наблюдаемы не только с воздуха, но и с земли.

Ничего не сделано по маскировке складов и других важных военных объектов.

Приказываю:

1. К 1.7.41 г. засеять все аэродромы травами под цвет окружающей местности, взлетные полосы покрасить и имитировать всю аэродромную обстановку соответственно окружающему фону.

2. Аэродромные постройки до крыш включительно закрасить под один стиль с окружающими аэродром постройками. Бензохранилища зарыть в землю и особо тщательно замаскировать.

3. Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов; рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха.

4. Организовать к 5.7.41 г. в каждом районе авиационного базирования 500-км пограничной полосы 8–10 ложных аэродромов, оборудовать каждый из них 40–50 макетами самолетов.

5. К 1.7.41 г. провести окраску танков, бронемашин, командирских, специальных и транспортных машин. Для камуфлированного окрашивания применить матовые краски применительно к местности районов расположения и действий. Категорически запретить применять краски, дающие отблеск.

6. Округам, входящим в угрожаемую зону, провести такие же мероприятия по маскировке складов, мастерских, парков и к 15.7.41 г. обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха.

7. Проведенную маскировку аэродромов, складов, боевых и транспортных машин проверить с воздуха наблюдением ответственных командиров штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты немедленно устранить.

8. Исполнение донести 1.7 и 15.7.41 г. через начальника Генерального штаба.

Народный комиссар обороны СССР

Маршал Советского Союза 

С. Тимошенко

Начальник Генерального штаба Красной армии

Генерал армии Г. Жуков

(РГВИА. Фонд 4, опись 11, дело 62, листы 204–205. Подлинник).

1р.jpg

ПРИКАЗ

О маскировке самолетов, взлетных полос, аэродромных сооружений

№ 0043 от 20 июня 1941 г.

Самолеты, находящиеся в частях ВВС, взлетно-посадочные полосы, палатки и аэродромные сооружения по всей окраске не удовлетворяют требованиям современной маскировки. Такое отношение к маскировке, как к одному из главных видов боевой готовности ВВС, дальше терпимо быть не может. Приказываю:

1. К 20 июля 1941 г. силами авиачастей с привлечением работников авиамастерских произвести маскирующую окраску всех имеющихся самолетов, согласно прилагаемой схеме окраски, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской.

2. К 10 июля 1941 г. произвести маскировку всех существующих взлетно-посадочных полос, бетонных рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов применительно к фону окружающей местности.

3. К 1 июля 1941 г. произвести маскировку всех аэродромных сооружений применительно к фону местности.

4. К 1 июля 1941 г. замаскировать палатки в лагерях авиачастей.

5. На лагерных аэродромах самолеты располагать рассредоточением под естественными и искусственными укрытиями, по окраинам летного поля, не допуская расстановки их по прямым линиям.

6. Ответственность за выполнение всех маскировочных мероприятий как по качеству, так и по срокам возлагаю на военные советы и персонально на командующих ВВС округов.

7. План мероприятий доложить 23 июня 1941 г.

О ходе окраски самолетов командующим ВВС округов докладывать ежедневно по ВЧ начальнику ГУ ВВС Красной армии с 21 часа до 23 часов.

Народный комиссар обороны СССР

Член Главного военного совета

Маршал Советского Союза

Секретарь ЦК ВКП(б)

С. Тимошенко

Член Главного военного совета секретарь ЦК ВКП(б) Г. Маленков

Начальник Генерального штаба Красной армии генерал армии Г. Жуков

(Фонд 4, опись 11, дело 62, листы 204–205. Подлинник).

2р.jpg

Эти приказы, изданные почти накануне страшной даты, во многом объясняют, почему самолеты да и прочая техника были в основном без легковоспламеняющихся топлива и боеприпасов. Самое расхолаживающее занятие, располагающее и к курению, и к выпивке, как известно, уборка и покраска: «красить наземные сооружения и самолеты в цвета местности».

А краски, как известно, так же легко воспламеняются, поэтому по элементарной технике безопасности на самолетах да и на танках не должно быть боекомплектов и горючего. То есть «ларчик» с тайной массового разоружения, как в известной басне, открывался весьма просто. Кроме того, данные приказы, отданные буквально за несколько дней до нападения фашистов, по своему расхолаживающему эффекту нисколько не уступают правительственному заявлению ТАСС, обрушившемуся на головы военных и всего населения за неделю до войны. Но о заявлении ТАСС не говорит только ленивый, а о приказах по покраске техники и аэродромов не знают и многие историки. А между тем для предусмотренных в них первоочередных мер по маскировке указаны сроки вплоть до 15–20 июля 1941 года. Причем важность этой работы подчеркивается не только высочайшими подписями, но и системой отчетности, вплоть до Генерального штаба РККА.

Таким образом, за несколько дней до войны все войска были нацелены не на подготовку к отражению неминуемой агрессии, а на самое что ни на есть мирное занятие от покраски взлетных полос до покраски техники. Ничего более расхолаживающего и преступного, чем заявление ТАСС, приказы о маскировке и директива № 1, придумать было невозможно даже «великому Сталину». Если бы все это было сделано без него, то Маленков, Жуков и Тимошенко, а не генерал Д. Павлов были бы, несомненно, расстреляны уже в первые дни нашей величайшей трагедии. Сталин, для того чтобы Гитлер позарился на добычу и поглубже «завяз» в России, давая повод к походу по Европе и к присоединению новых земель, почти гениально нашел изящный ход, чтобы подчеркнуть легкость добычи для фюрера.

Десять процентов от мобилизационного ресурса страны, превышающего 30 миллионов, а именно первый эшелон Красной армии, равный примерно 3 млн человек, Сталин с легкостью решил подарить Гитлеру. Авиация при этом сыграла роль самой привлекательной «вишенки» на приготовленном к скармливанию фашистскому зверю «торте», а преданные ей всей душой генералы-авиаторы были той «косточкой», которой можно было и подавиться. «Мудрый» вождь, конечно же, предусмотрел, чтобы информация о нашем «неверии» в дату 22 июня и полнейшей расхлябанности была доподлинно известна Гитлеру.

Естественно, все это делалось с санкции Сталина, который якобы, «чтобы не провоцировать», фактически разрешил немцам производить воздушную разведку над СССР, чем они и пользовались, убеждаясь, насколько выгодно, не откладывая в долгий ящик, нанести удар по «благодушному противнику». С начала мая по 21 июня воздушное пространство нарушили 128 немецких самолетов, то есть по 64 в месяц. Интенсивность нарушений в эти два последних месяца перед вторжением усилилась почти в 10 раз. (Из сообщения НКВД СССР в ЦК ВКП(б) и СНК СССР о нарушениях государственной границы СССР с ноября 1940 г. по 10 июня 1941 г. № 1996/б 12 июня 1941 г. ЦА ФСБ РФ. Ф. 3 ос. Оп. 8. Пор. № 9. Л. 87–89. http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19410612beria.html).

Для сравнения, за пять месяцев с 16 октября 1940 года по 1 марта 1941 года немецкие самолеты тридцать семь раз нарушали советское воздушное пространство, т. е. примерно по семь раз в месяц. За тот же период только шесть советских самолетов неумышленно нарушили немецкое воздушное пространство (Мёрфи Дэвид Э. Что знал Сталин. Загадка плана «Барбаросса». Рейтер, 2009).

Это удивительно, но в пограничный режимный город, в который простому советскому гражданину нельзя было попасть без специального пропуска, спокойно приезжали на танцы в дом Красной армии, расположенный недалеко от вокзала, немецкие офицеры.

Неизвестно, правда, делали ли это они каждые выходные, но есть воспоминания начальника оперативного отделения штаба 28-го стрелкового корпуса Евгения Синковецкого, что именно 15 июня «один немецкий офицер оскорбил здесь женщину – жену командира. Возмущенные наглостью гитлеровца, наши командиры потребовали, чтобы он извинился перед женщиной. С большой неохотой он это сделал. Немецкие офицеры тут же ушли. Перед уходом один из них бросил:

– Мы вам этот случай припомним» (Буг в огне. Беларусь. 1965; эл. версия).

Свидетелем разведывательных полетов и даже посадки на наш аэродром немецкого самолета в разгар учений был и Кирилл Мерецков во время своей инспекторской поездки в канун войны.

Аналогично самолетам-разведчикам обеспечивался доступ на нашу территорию и пешим немцам, в том числе и чрезвычайно укрепленный Брест с его прославленной крепостью, ставшей ловушкой для многих тысяч наших солдат.

Сталин ради «высочайшей политики», а именно похода на Европу на законных основаниях и вхождения в историю, легко пожертвовал, как в шахматной игре, любимыми фигурами и в конечном счете лично свою партию у Гитлера выиграл! Правда, по жизни «великий гений» в шахматы не играл, предпочитая безликие пешки, где требуется и интеллект пониже, и нет ни ферзей, ни офицеров, ни слонов, а все одинаковы и равны! Однако не только генералы-авиаторы, но и другие весьма заслуженные военачальники и несколько штатских руководителей были расстреляны «Великим инквизитором» в первые месяцы войны. Наиболее ярким из них, безусловно, являлся Герой Советского Союза генерал-полковник Григорий Штерн.

Так, Виктор Суворов (Резун), живущий в Англии, в книге «Очищение» сокрушается, что Блюхера за победы на озере Хасан запытали до смерти, а Штерна пронесло. Всегда и везде у нас начальник штаба за все провалы несет равную ответственность с командиром. Но Сталин убил командующего Блюхера, но миловал начальника штаба Штерна и даже повысил, поставив командующим фронтом.

Я понимаю, что в Англии не до русской и итальянской классики, но ведь недолго посмотреть даты службы на Дальнем Востоке маршала Василия Блюхера (27 июня 1921 – 4 сентября 1938) и генерала Григория Штерна (апрель 1938 – январь 1941) с немалым перерывом на финскую войну (февраль – март 1940 года). И тогда бы господин Суворов увидел, что связать проблемы Василия Блюхера с его 17-летним стажем в должности и Григория Штерна глупо даже для сталинского НКВД, так как пересеклись они всего лишь на пять месяцев. Поэтому призывать поставить на одни весы их вклад в сложившуюся ситуацию, а, переводя намек на русский язык, «расстрелять» Г. Штерна – по меньшей мере, очень странно для вменяемого человека.

К моему великому удивлению, ошибаются и великие. Так, Александра Солженицына, очевидно, подвело горячее желание объять необъятное даже за его весьма некороткую жизнь. В книге «Двести лет вместе» он пишет, что Г. Штерн вместе с Мехлисом вершил кровавые бои на озере Хасан в 1938-м, а заодно и интриги по аресту маршала Блюхера, которого и погубил, заменив на посту командующего фронтом. В марте 1939 года на XVIII съезде партии Штерн держал такую речь, о которой вещает Александр Исаевич: «Мы с вами уничтожили кучку всякой дряни – тухачевских, гамарников, уборевичей и им подобную сволочь» (Двести лет вместе. Ч. 2. В советское время / Солженицын А.И.  – WebKniga, 2001 (Собр. соч. в 30 т.), – а сам был расстрелян только осенью 1941-го.

Но если главный политрук Красной армии Л. Мехлис действительно был вестником смерти, то Г. Штерн – только военный и никем не замечен в интригах. Более того, в своих мемуарах, например, полковник Вавилов спустя десятилетия благодарит его посмертно за свое спасение после ареста маршала Блюхера и за то, что через Мехлиса Штерну удалось получить офицеров для штаба и в войска. Некоторые офицеры в это время были выпущены из тюрем.

Более того, в выступлениях Г. Штерна на совещании по Халхин-Голу в присутствии Сталина почти прямым текстом звучали упреки по поводу репрессий, обескровивших Восточный фронт. Поэтому дежурную хулу он, как и другие, обязан был произнести. Но своей системной критикой репрессий и настойчивостью в развертывании сибирско-дальневосточных дивизий он показал вождю свой твердый характер, за что и был расстрелян весною 1941 года. А его дивизии зимой 1941 года спасли Москву, самого тирана, а заодно Александра Исаевича и родителей В. Резуна.

С наслаждением В. Резун пишет и про иные «преступления» Штерна: «15 мая 1941 года германский военно-транспортный самолет Ю-52 пересек воздушную границу СССР в районе Белостока, прошел беспрепятственно над Минском, Смоленском и приземлился в Москве. Руководимая Штерном система ПВО проявила полнейшее разгильдяйство. Ни сам начальник Управления ПВО товарищ Штерн, ни руководимый им аппарат ничего о несанкционированном полете германского самолета не знали. Держать такого на столь ответственной должности, да еще накануне войны, было нельзя. И его взяли…»  (Суворов В. Очищение: Зачем Сталин обезглавил свою армию? М.: АСТ, 1999).

Только и здесь господин Резун не смотрит на даты. Г. Штерн работал на абсолютно новой для него должности, куда мог «воткнуть» его только великий «тасовщик» Сталин, менее чем за полгода до 15 мая 1941 года. За это время невозможно перестроить ПВО огромной страны, особенно если учесть, что лучшие офицеры уже были изгнаны или уничтожены. И с немцами до 22 июня дружили «не разлей вода», да так, что немецкие самолеты спокойно садились даже на наши военные аэродромы, о чем с удивлением писал заместитель наркома Вооруженных сил генерал Кирилл Мерецков в своей книге «На службе народу». Да и этот полет был без особой огласки согласован на самом верху.

Далее Резун пишет, что Г. Штерн не сделал ранее ничего и на огромном Дальневосточном фронте. Но на июнь 1941 года Дальневосточный фронт насчитывал 432 тыс. бойцов, 27 тыс. пулеметов, почти 5 тыс. орудий, 4 тыс. минометов, почти 3 тыс. легких танков и 1940 самолетов, а также было налажено бесперебойное обеспечение горючим, запчастями, снарядами, продовольствием на расстоянии более чем 700 км по бездорожью от нашего тыла. Обеспечивалось все это, очевидно, считает В. Резун, по «щучьему велению», а не благодаря Г. Штерну.

3р.jpg

На примере боевой жизни генерал-лейтенантов, дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича, Героя Советского Союза Павла Рычагова и Героя Советского Союза генерал-полковника Григория Штерна ярко видно, что они, как и тысячи других казненных военных, не могли быть и не были предателями своей Родины да и самого Сталина, увы, тоже!

Потомки, которые могли бы подать в суд на горе-историков, увы, молчат. Правда, П. Рычагову и Г. Штерну завести прямых потомков, кидая их без передыха с войны на войну, Сталин не дал. Дочь Я. Смушкевича, несмотря на суровые испытания, выжила, и выросли его внуки. Думаю, им, как говорится, и карты в руки, чтобы через суд учинить справедливый спрос с горе-историков, спекулирующих на народном и личном горе.

Виктор Бронштейн, почетный гражданин города Иркутска,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Начальник Генерального штаба Красной армии
Георгий Жуков накануне войны;

Утро 22 июня 1941 года. Самолеты люфтваффе бомбят
советские города;

Вторжение. Несмотря на местами сильное сопротивление
наших войск, вермахт в первые дни быстро продвинулся
вглубь советской территории

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии