Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Закон поддерживает волка

08 августа, 2012

 


Тревогу депутат Законодательного собрания Ольга Саидова забила еще весной, а 2 августа в пресс-центре «Аргументы и факты. Сибирь» обсудила свои опасения с другими заинтересованными лицами.

 

Совет держали…

«Отстреливать нельзя охранять: волки держат в страхе жителей деревень Приангарья» — так  была сформулирована тема для обсуждения, ставшая очень актуальной в последнее время.  Согласно результатам учета численности волка в 2012 году, на территории Иркутской области сейчас обитает 2600 особей, в то время как нормой, по мнению специалистов, является куда меньшее число — полторы тысячи.  Отсутствие в регионе мероприятий по борьбе с ростом популяции хищника  послужило причиной значительного урона, нанесенного животноводству, и заметного сокращения ресурсов диких копытных: косули, лося, марала.

Поводом для встречи за круглым столом послужил депутатский запрос Ольги Саидовой в правительство области. Именно она первой подняла вопрос о волчьей проблеме:

— 19 апреля я выступала на охотничьем семинаре, где с трибуны обратилась к представителям разных регионов с вопросом о том, насколько их беспокоят волки. Вверх поднялось множество рук. Меры в этом направлении следует принимать уже сейчас, пока не стало слишком поздно. Численность животных растет просто катастрофически. Они буквально берут в кольцо некоторые деревни. О поселениях в 8—12 дворов уже можно говорить, что число волков там превосходит количество людей.

Санитары леса, рассказывает она, перестали опасаться людей и даже днем могут напасть на домашний скот. По словам депутата, ее собственная корова не так давно вернулась домой окровавленная, с разодранным боком. Аналогичные случаи встречаются все чаще, чем чрезвычайно озабочены жители Качугского, Баяндаевского, Жигаловского, Зиминского и других районов.

Дальше — больше. Еще одним из аспектов проблемы является существование так называемых  сельскохозяйственных волков. Они похожи на овчарок и  появились в результате вступления в стаи одичавших собак. Такие гибриды очень умны, они тяготеют к населенным пунктам, ведь там легче добыть пропитание.

Если верить статистике, показатели добычи волков в общедоступных охотничьих угодьях области падают год за годом. Против 159 особей, убитых в 2009 году, — 47 волков, которых добыли в этом году. Так почему серых хищников становится больше, а справляться с ними совсем не получается?

Пролить на это свет вместе с Ольгой Саидовой попытались начальник отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды обитания Службы по охране и использованию животного мира Александр Каянкин, заместитель председателя правления областной общественной организации охотников и рыболовов Александр Филиппов, директор охотхозяйства «Даниловка», доцент кафедры экономики и организации охотничьего хозяйства ИрГСХА Валентин Бороденко, старший научный сотрудник Байкало-Ленского заповедника Михаил Ипполитов, преподаватель кафедры биологии зверей и охраны природы Борис Дицевич.

 


Рост популяции волка пропорционален появлению все новых бюрократических проволочек. Разрешение на отстрел получить сложно, хоть оно и бесплатное, но придется потратить кучу сил и времени. Да и срок его действия ограничен. К тому же на территории Восточной Сибири не принято целенаправленно охотиться на волков. Чтобы вызвать у людей такое желание, необходимо снизить административные барьеры и ввести систему премирования… Еще одна препона для регуляции численности серых хищников — ограничения по способам добычи.
 

 

Кто в ответе за рост популяции

Как рассказал Александр Каянкин, отстрел волков в регионе пришел в упадок в 90-х годах прошлого века. Его, конечно, не прекратили, но вот подход изменился. До этого существовала система государственного страхования сельскохозяйственных животных: за добычу волка охотник получал солидное денежное вознаграждение. Но со временем интерес к теме угасал все больше, подобная практика прекратилась. В итоге с 2010 года все хлопоты по отстрелу волков легли на плечи охотпользователей, сил и средств которых для разрешения проблемы явно недостаточно. Из федерального же бюджета на специализированные мероприятия выделяют очень скромные суммы.

Валентин Бороденко, выступая от лица охотпользователей, предположил, что к причинам увеличения численности волка можно отнести отсутствие стратегии развития охотничьих хозяйств и стимулирования охотников-волчатников:

— Рост популяции волка пропорционален появлению все новых бюрократических проволочек. Разрешение на отстрел получить сложно, хоть оно и бесплатное, но придется потратить кучу сил и времени. Да и срок его действия ограничен. К тому же на территории Восточной Сибири не принято целенаправленно охотиться на волков. Чтобы вызвать у людей такое желание, необходимо снизить административные барьеры и ввести систему премирования.

Еще одна препона для регуляции численности — ограничения по способам добычи. К легальным на данный момент относятся ружейный, а также охота с применением давящих капканов (то есть убивающих сразу) и живоловушек. В опале же, по мнению Бориса Дицевича, оказались самые эффективные методы. В том числе ловля с помощью петель, метод дешевый и эффективный, а главное, оптимальный для использования летом в нашей местности.

С 2003 года запрещен и наиболее действенный, по общему мнению, способ охоты: приманки, отравленные фторацетатом бария. Яд был выведен из использования под давлением «зеленых», обеспокоенных тем, что наживку могут употребить другие дикие звери и птицы. Тем не менее фторацетат бария действует «чище» стрихнина, применявшегося ранее. В природной среде яд распадается на фтор и кислоту. Борис Николаевич рассказал, что проводились исследования, посвященные безопасности применения: мясо отравленных волков скармливали подопытным птицам. Все они остались живы. До сих пор не удалось найти полноценной замены этому запрещенному веществу.

 

Не так страшен волк

Меры решили принимать на всех уровнях. В правительство Иркутской области будет передан запрос с просьбой обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии России с несколькими предложениями.

Во-первых, необходимо продолжить работу по внесению фторацетата бария во Всероссийский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.  Во-вторых, нужно организовать мероприятия по поиску альтернативных, экологически безопасных способов регулирования численности волка. В-третьих, потребуется временная мера — разрешение на применение ногозахватывающих капканов на территории Иркутской области (в виде исключения).

На очередной сессии регионального Законодательного собрания в сентябре этого года будет представлена долгосрочная целевая программа по урегулированию численности волков, разработанная Службой по охране и использованию животного мира региона, пообещал Александр Каянкин. Ежегодное финансирование рассчитанной на три года программы составит 10 млн рублей. Из этих денег охотники будут получать вознаграждение: по 20—25 тыс. рублей  за каждую особь. Александр Филиппов рассказал, что схожая методика уже действовала на территории области и была весьма эффективна.

По замечанию Валентина Бороденко, при существующих ныне условиях для охоты премиальный фонд выплачивать будет некому. Он порекомендовал принять ряд мер для снижения числа бюрократических преград и предложил создать фонд охотпользователей Приангарья, чтобы, скинувшись по несколько тысяч, добытчики имели возможность компенсировать те затраты, которые слишком велики для одного охотника.

Со стороны сельскохозяйственной академии поступило два предложения. Первое касается организации на базе факультета охотоведения курсов по обучению методам борьбы с волком. В регионе мало специалистов, считает Александр Филиппов. Второе — открытие цеха по производству разрешенных капканов в пределах области. Сейчас ближайший специализирующийся на этом завод находится в Барнауле.

В целом участники остались довольны встречей. Говорят, что наконец-то смогли прийти к пониманию. Но, несмотря на разработанный комплекс мер, они не преисполнены оптимизма. Борис Дицевич делится:

— Новая редакция закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и  установленные ею правила в полном смысле поддерживают волка, тогда как должны служить людям. И решать это необходимо не на местном, а на федеральном уровне.

 

Елена Пьянова, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии