Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Завтра – это где-то рядом

30 мая, 2022

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве стал одним из ключевых в подготовке очередной сессии Законодательного собрания Иркутской области, состоявшейся 25 мая. Под председательством Романа Габова депутаты Кузьма Алдаров, Ольга Носенко, Олег Попов и Светлана Петрук рассмотрели четыре вопроса, в том числе один – о прошлом и один – о фантастическом будущем.

Правительство отчиталось

Работу комитета открыл вопрос об отчете правительства Иркутской области по итогам 2021 года. Министр экономического развития Наталья Гершун представила депутатам ту часть 98-страничного отчета, которая относилась к ее ведению. Несмотря на продолжающуюся третий год пандемию, в целом все хорошо: валовый региональный продукт вырос на два процента, превысив сумму в 1 трлн 370 млрд рублей; объем инвестиций вырос на 21 процент; уровень безработицы понизился до минимального за последние 10 лет, а реальные доходы населения увеличились на 1,4 процента и составили, по данным министерства, 101 тыс. рублей, а средняя заработная плата в то же время составляет 54,4 тыс. рублей. 

По инвестициям, которые составляют 527,5 млрд рублей, область занимала девятое место в России и второе в Сибирском федеральном округе, уступая по традиции Красноярскому краю. Зато мы опередили соседей по объему работ в строительстве, вложив в эту отрасль 294,4 млрд рублей, или по 124 тыс. на душу населения. Область опередила край и по физическому объему оборота розничной торговли: он составил 473,3 млрд рублей, что на 11,3 процента больше, чем в 2020 году.

Доходы консолидированного бюджета области в прошлом году составили 291,3 млрд рублей, что на 21 процент больше, чем годом ранее; расходы выросли всего на 6 процентов и составили 273,1 млрд рублей. В области продолжалась реализация 44 региональных проектов, причем было достигнуто 117 плановых показателей из 135, или 86,7 процента от плана, освоено 27,7 млрд рублей (89 процентов) из 31 млрд по плану. Больше всего нереализованных показателей в здравоохранении, что объясняется санитарно-эпидемической обстановкой: сложно что-то сделать в больнице, которая по большей части занята «красной зоной».

Возвращаясь к профильной тематике комитета, Наталья Гершун рассказала, что незаконные рубки в лесах снизились на 42 процента, ущерб сократился на 1 млрд 735 млн рублей; зато легальное производство древесины выросло на 7,2 процента, бумаги – на 1,8 процента. Предприятия лесного комплекса перечислили в бюджет 13,3 млрд рублей, что на 87 процентов (почти в два раза) больше, чем в 2020 году. В эту сумму вошли 4,95 млрд за пользование лесами, из которых областной бюджет получил 1,5 млрд – все остальное перечислено в федеральную казну. Программа лесовосстановления выполнена на площади 157,2 тыс. гектаров, в зоне «агротехнического ухода» оказались 53,6 тыс. гектаров.

Природоохранные мероприятия, по описанию в отчете правительства, состояли в расчистке русел рек Солзан (Слюдянский район), Ушаковка (Иркутск), Тулунчик и Ия, закупке 4,4 тысячи контейнеров для коммунальных отходов, ликвидации 39 незаконных свалок и работ по строительству трех полигонов ТКО. По данным министерства, Иркутск и Братск исключены из списка городов с «очень высоким уровнем загрязнения воздуха».

Сельское хозяйство области показало рост производства на 1,2 процента к уровню 2020 года, благодаря чему объем производства сельхозпродукции вырос до 73,86 млрд рублей. Посевные площади составили 695,7 тыс. гектаров, из областного и федерального бюджета сельское хозяйство получило субсидии на 3,6 млрд рублей. В сельской местности построены четыре детских сада, шесть домов культуры, отремонтированы пять школ и  9,7 км дорог с твердым покрытием. Кроме того, завершены «работы по проектированию, приобретению, строительству и капремонту» 178 социальных объектов: 30 в системе образования, 18 – спорта, 15 – культуры, 1 – здравоохранения и 2 – социального обслуживания.   

«Люди истерически смеются»

Среди всех приведенных цифр самый большой интерес депутатов вызвали данные о росте заработной платы. Председатель комитета Роман Габов попросил прокомментировать эти данные представителей министерства образования, ведь средняя зарплата учителей должна соответствовать средней по региону.

Представитель министерства образования высказал осторожные сомнения в приведенных данных: если средняя зарплата по области приблизилась к сумме 55 тыс., то средняя зарплата учителя, по данным министерства труда и занятости, – всего 46 тыс. Депутат Олег Попов напомнил, что большая часть основных доноров областного бюджета работает на экспорт. И призвал министерство экономического развития приложить усилия к увеличению глубины переработки сырья, чтобы все большую часть произведенной продукции можно было использовать на территории региона.

– Поддержу коллегу Габова в том, что касается средней заработной платы. Жители области истерически смеются, когда мы им показываем такие средние зарплаты. Может быть, стоит убрать из этой статистики тех, кто получает 100–150 тысяч? Тогда у нас получится примерно 30–35 тысяч средней зарплаты. А сейчас, если я своим избирателям в Братске покажу среднюю зарплату 55 тысяч, они меня закидают помидорами или чем еще похуже, – отметил Олег Попов.

Наталья Гершун заявила, что существуют проблемы статистического учета, из-за которых многие цифры в отчете носят предварительный характер. Отчет формируется в январе, а часть данных приходит лишь через год, а то и полтора. Кроме того, есть разные уровни заработной платы в разных районах области, и если депутатам нужно, то для них подготовят справки по конкретным территориям. Депутат Кузьма Алдаров напомнил, что правительство планировало начать строительство полигона ТКО в Баяндаевском районе, однако в отчете этот объект числится только как «проектируемый».

Представители министерства строительства рассказали депутатам, что по федеральному проекту охраны озера Байкал область получила около 2,8 млрд рублей на строительство очистных сооружений правого берега Ангары в Иркутске и выполнила работы в полном объеме. А по федеральному проекту «Чистый воздух» вот уже три года не получает ни рубля. Более того, за все время реализации этого проекта средства получили лишь четыре региона и то по персональному распоряжению вице-премьера Виктории Абрамченко. Чтобы средства пришли в 2022 году, областной проект был переработан и подана новая заявка – на покупку 20 троллейбусов для Братска.  

Из «Искры» возродится вертикальная теплица

Болезненным для депутатов оказался вопрос, который был адресован заместителем губернатора Андреем Буневым аграриям области: почему при довольно развитом сельском хозяйстве и росте производства в бюджетные учреждения поступают овощи из Красноярского края? Министр сельского хозяйства Илья Сумароков, отвечавший на этот вопрос, согласился с замечанием о потерях, понесенных отраслью из-за продажи областного предприятия «Искра», но напомнил, что общие площади под посевы овощей сохранились. Более того, в области прорабатывается первый проект по строительству теплиц с вертикальным расположением растений, в которых планируется выращивать многие востребованные овощи и даже клубнику.

Что касается скотоводства, то область впервые вышла на лидирующие позиции по поголовью крупного рогатого скота в Сибирском федеральном округе, планируется строительство новых коровников и повышение производительности за счет увеличения надоев. По существующим правилам депутаты не могут давать оценки работе правительства, поэтому на сессии отчет будет принят к сведению – именно такую рекомендацию уже дал комитет.

Депутаты обсудили реализацию проекта «Чистая вода» и выяснили, что финансирование по сравнению с 2021 годом выросло практически в три раза – с 568 млн до 1,66 млрд рублей. Благодаря этому будет закрыт вопрос с созданием централизованного водоснабжения во многих населенных пунктах Усть-Ордынского округа, отчасти в Шелеховском и других районах.

Роман Габов напомнил, что, когда реализация проекта только начиналась, запросы от муниципалитетов в десять раз превышали возможности областного бюджета даже с участием федерального софинансирования. Отчасти проблема решилась благодаря созданию систем централизованного водоснабжения, отчасти – за счет уточнения регламента включения в проект. Теперь, если расходы на создание централизованной системы превышают 80 тыс. рублей на одного жителя (а в области были населенные пункты, где речь шла о 100 и даже 200 тысячах), такие проекты считаются неэффективными и не рассматриваются. Депутаты приняли решение обратиться к правительству области с предложением увеличить финансирование проекта при корректировке бюджета на 2022 год.

Молоко на добровольной основе

Большое впечатление на депутатов и гостей комитета произвел доклад о планах по созданию в области роботизированной фермы. Как рассказал профессор Иркутского государственного аграрного университета Дмитрий Адушинов, за рубежом созданы и активно используются на практике автоматизированные системы доения – доильные роботы, причем их доля в общем производстве молока в таких «молочных державах», как Дания и Швеция, 60 процентов, а в Финляндии – 80. Эффективность новой системы заключается не только в исключении довольно тяжелого ручного труда, но и в создании «физиологически более благоприятных условий» для дойных коров. Одно из таких условий состоит в том, что корова сама выбирает время, когда зайти в доильный бокс, а там ласковые манипуляторы робота сами проделают все необходимые манипуляции…

Благодаря тому что гигиенические условия улучшаются на 94 процента, роботы-дояры находят все более широкое применение – сейчас в мире работают более 60 тысяч таких механизмов. Первый доильный робот в России начал работу еще в 2007 году на ферме ЗАО «Племзавод "Родина"» в Вологодской области, в 2009 году была введена в эксплуатацию система добровольного доения ОАО «Племзавод "Красногвардейский"» в Ленинградской области. «Анализ результатов работы роботов позволяет отметить высокую стабильность молочной продуктивности животных на протяжении всего периода лактации в сочетании с высоким качеством получаемого молока.  Удой одной коровы, обслуживаемой системой добровольного доения, составляет 9000 кг», – отметил в своей справке для депутатов профессор Адушинов.

Климатически Иркутская область, конечно, уступает знаменитой своими молочными продуктами Вологодской, но перспектива тем не менее красивая. Вопрос в другом: фермеры в принципе считают содержание молочного скота нерентабельным. Еще более усложняет задачу тот факт, что для обслуживания дорогостоящими роботами коровы должны быть высокоудойных пород и очень однотипные по своим габаритам – робот, в отличие от живой доярки, под разных коров не подстроится. В Иркутской области уже есть фирма, которая хотела бы попробовать использовать роботов – хотя бы потому, что молодежь, если и возвращается в село после получения специального образования, доярками работать не желает. Для реализации попытки нужно, по разным оценкам, от 45 до 60 млн рублей. Члены комитета рекомендовали правительству поддержать проект по введению роботизированного доения в Иркутской области.

Семен Полоцкий, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии