Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жемчужина в юбилейном ожерелье

19 декабря, 2011

 

 

 

Международная выставка «Человек и город»
в павильоне Сибэкспоцентра стала крупным событием
в культурной жизни Иркутска,
вспоминающего свой 350-летний юбилей...


Крупный международный проект, автором и инициатором которого стала руководитель арт-галереи DiaS Диана Салацкая, вылился в представительную выставку, в экспозиции которой равноправно разместились разные виды и жанры изобразительного искусства более чем 250 авторов из 35 городов девяти стран мира.


Как утверждают организаторы, это лучшие художники современности, хотя опыт показывает, что имена по ранжиру расставляет обычно время. Но не будем спорить — лучше перенесемся в выставочный зал Сибэкспоцентра в день вернисажа, собравшего огромное число посетителей, среди которых были и организаторы, и гости, и участники, а также искусствоведы, журналисты, коллекционеры, любители искусства, не пропускающие ни одного значимого события в этой области...

Что важно подчеркнуть, на проведение выставки не затрачено ни копейки бюджетных средств, а посмотреть экспозицию может бесплатно любой желающий. Это значит, что финансовые затраты взяли на себя подключенные к проекту меценаты и спонсоры: благотворительный фонд Юрия Тена, общегородское «Наследие иркутских меценатов» и сама арт-галерея DiaS, а моральную, организационную, рекламную и прочую поддержку — министерство культуры и архивов области, Сибэкспоцентр, ИрГТУ, САПЭУ и его Институт культуры и искусства и конечно, Союз художников России.

Торжественным было само открытие. Поздравляя всех с вернисажем, замминистра культуры Ольга Стасюлевич поделилась своими впечатлениями. Выставка — это жизненная сила, своеобразная энергетика, яркость — все это позволяет смотреть в будущее оптимистично, говорит она:

— Хочется поблагодарить организаторов проекта, и в первую очередь арт-галерею DiaS, за то, что этот полномасштабный проект состоялся.

— Сегодняшнее мероприятие, как и многие в череде юбилейных событий этого года, является знаковым, насыщенным и очень хорошо подготовленным, — подчеркивает заместитель мэра Иркутска Игорь Борисов. — Важно отметить, что это международный уровень, и, думаю, вы по достоинству оцените представленные здесь работы.

Удалось узнать и мнения других гостей. Руководитель общественного проекта «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова делится своими мыслями:

— Мне изначально понравилась идея проведения такой выставки и ее главная тема. Действительно, как выстраиваются отношения людей, живущих в городе, с самим городом, этим живым организмом, которому мы отдаем столько сил, — хотя получаем еще больше. И я уверена: сегодняшнее мероприятие станет началом хорошей традиции, такие выставки будут продолжаться. И от этого наш город будет год от года краше, талантливее и любимее всеми нами.

Заметную организационную помощь оказал секретарь Союза художников России народный художник РФ Александр Муравьев, который еще недавно возглавлял иркутскую региональную организацию:

— Во-первых, я привез вам всем привет от секретариата Союза художников России — там знают, что у нас в Иркутске сегодня такое событие, и передают свои поздравления. Юбилейный год города отмечен целой чередой выставок, и эта, сегодняшняя, — завершающая, которую так и хочется назвать жемчужиной в ряду нынешних выставок.

Александр Муравьев выполнил и приятную миссию — за большой вклад за развитие российского изобразительного искусства вручил Диане Салацкой серебряную медаль Союза художников России.

На выставке, как мы уже говорили ранее, представлены разные виды и жанры искусства. Царит, как всегда, живопись, более скромно в количественном отношении представлены графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура.

Если смотреть по направлениям, стилистике, то мы найдем здесь и реалистическое искусство, и нефигуративное, абстрактное; и плакатное — и символизм; и примитивизм — и импрессионизм; и национальные традиции — и не имеющий границ модерн. В каких-то случаях принадлежность к какому-то течению и вовсе не просматривается или, если точнее, течение бывает свое, авторское. Свой почерк, свой стиль.

Любопытно, что в экспозиции, где все работы идут вперемешку, глаз сразу узнает и выхватывает «своих» — иркутян (или живущих в Иркутской области). Их много, больше полусотни, но много также представлено и соседей-красноярцев, новосибирцев, омичей, художников из других сибирских городов. Первое, что приходит в голову: чем западнее география художника — тем авангарднее его творчество. Не абсолютно во всех случаях, но — во многих. Это не хорошо и не плохо, это просто данность.

Еще в середине просмотра народный художник России и член-корреспондент Академии Виталий Смагин высказывает свои соображения относительно увиденного:

— Во-первых, огромное спасибо Диане за организацию выставки — это труд огромный, и мы понимаем, как это сегодня непросто — поднять стольких художников. Ведь здесь не просто Сибирь — художники страны, художники зарубежья.  Второе. Эта выставка для иркутян — нужное событие в нужный момент: нам всем необходимо новое веяние, сквознячок, который освежил бы несколько застоявшееся положение у нас в союзе. И хотя мы пытаемся это преодолеть, без таких выставок преодолеть его трудно — надо опираться на увиденное, надо прочувствовать, понять, что движет многими художниками, и тогда это, возможно, откликнется в самом себе. И проявится то, что дремало, но пока не находило сил проклюнуться, нужный момент не наступал. Думаю, эта выставка поможет нам всем прозреть и сделать шаг вперед.

А что касается кумиров, продолжает Виталий Георгиевич, то они еще не определились. Хожу, смотрю — и это хорошо, и это тоже... Выбрать кого-то отдельно взятого трудно, я вообще пытаюсь сначала все посмотреть, впитать, а потом, вернувшись к тому, что отложилось, оставило впечатление, попробую выделить что-то особенно тронувшее.

Я знаю многих зрителей, для которых абстрактное искусство остается вещью в себе, и иногда это запрограммировано изначально. Скажем, у красноярского художника Ивана Кротова есть серия «Непрочитанные письмена» — это послание, переданное нам художником, и для нас остается загадкой.  Удастся ли кому-то их прочесть?

Но сама по себе реалистическая техника живописного письма вовсе не означает, что перед нами — упрощенное изображение действительности, по принципу внешнего сходства, «похожести». Вот, скажем, «Мелодия иркутской осени» Валерия Ерофеевского — казалось бы, самый что ни на есть реализм — однако сколько метафоричности и внутреннего смысла в картине! Здесь и мальчик, играющий на флейте на первом плане изображаемого, и фигура уходящего человека, обернувшегося и слушающего эту осеннюю мелодию (так и слышится — Глюк, «Мелодия»...), и дымок от сжигаемых листьев на газоне набережной, неподалеку от памятника императору Александру...

И понимаешь, что уходящего не удержит никакая мелодия — он уйдет, как безвременно ушел из жизни художник Саша Шпирко, которому посвящена эта работа. И памятником ему будет только наша память, память его друзей.

Но вот — Омск, Евгений Дорохов, «Небесное и земное»...  Сознание уплывает... Олег Гуров, Москва — «Троица»... Надо долго всматриваться и вчитываться в изображаемое, чтобы понять тот месседж, который автор посылает нам, и без помощи искусствоведов здесь, пожалуй, просто не обойтись...

После «Небесного и земного» Дорохова уже как-то более подготовленным останавливаешься возле совсем небесного.  О'Кон Хосе, художник из Германии, показывает нам «Открытый космос», О'Кон Эвелин — «Закрытые зоны — открытые пространства», и это астрономически раздвигает, разрывает, распахивает не только тематические границы выставки «Человек и город», но и границы нашего сознания, настроенного в этот вечер на дела более земные.

Разумеется, такой выход в открытый космос для человека двадцать первого века — не новость, другое дело, что космические видения, предлагаемые нам авторами из Германии, апеллируют скорее к нашему рацио, нежели к чувствам, — и в этом особенность этих художников.

Откровенно говоря, тематические границы оказываются тесны очень многим авторам. Не будем изначально привязываться конкретно к Иркутску, хотя выставка и посвящается его юбилею, — но даже город вообще как художественный образ присутствует далеко не в каждой работе. Где-то он угадывается, где-то подразумевается, где-то он и рядом не бывал. Но все равно — интересно. Потому что есть Байкал, есть человек в его многих проявлениях.

Интересна работа «Лес памяти» художника из Сеула Бе Мун Хи, красивая по колориту, с прозрачными, говорящими сами за себя метафорами; с ней таинственным образом перекликается «Осень в городе» братчанки Любови Пономаревой; подкупают ностальгическим чувством по уходящему городские пейзажи иркутян Вероники Лобаревой, Елены Яновской, Евгения Шпирко... Вот уж точно — человек и город!

Но невозможно сказать не только о каждой работе, но и о группах работ или авторов. Думаю, читатель и поймет меня в этом, и простит. Моя задача на сегодня — не пытаться объять необъятное, но хотя бы заинтриговать.

Согласитесь, ну где и когда еще вы увидите такое созвездие авторов — абсолютно разных и в то же время в чем-то перекликающихся, по-разному видящих и понимающих жизнь, но остающихся нашими современниками и соседями по планете.

И надеюсь, с помощью художников все вместе мы скорее поймем какие-то важные истины, тенденции, ценности. Чтобы сохранить и этот наш, и все другие города и городки на свете — для жизни и любви, для детей и внучат, для мира и во имя будущего.

Выставка открыта и ждет вас, спешите.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии