Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жилищно-коммунальный белый бычок

25 апреля, 2011

 

Жильцы бесправны под гнетом управляющих компаний

Больше трех часов потратили депутаты городской думы Иркутска на рассмотрение итогов работы группы по анализу деятельности жилищных управляющих компаний, собственником акций которых является город Иркутск, на очередных депутатских слушаниях.

 


— Мы пытаемся помочь жителям. Это наши избиратели.  Недопустимо, когда на протяжении длительного времени собственники жилья, принявшие решение о смене управляющей компании и изменившие способ управления домом, не могут это осуществить физически, — заявил Андрей Лабыгин. — Им устраиваются различные препоны, как правовые, так и чисто субъективные. Рабочая группа уже проработала месяц, и есть подходы, но они не всех устраивают. Наша задача уйти с депутатских слушаний с конкретным решением. Энергоснабжающие организации, собственники и управляющие компании должны прийти к добровольному соглашению.

Председатель думской комиссии по ЖКХ и транспорту Александр Ханхалаев был более категоричен. По его словам, депутаты не собираются останавливаться на половине дистанции и помогут жителям отстоять их интересы. Ханхалаев спрогнозировал увеличение количества горожан, недовольных своими управляющими компаниями. Также Александр Казакович указал на сторону, которая саботирует процесс регулировки смены УК.

Некоммерческое партнерство СРО «Содружество ЖКХ», являясь полноправным хозяином по управлению жилищным фондом в городе (70 процентов в управлении), игнорирует решения собственников многоквартирных домов о переходе в УК, не входящую в СРО, не выполняет договоренностей и манипулирует несовершенством законодательства. За год своей работы СРО не повлияло ни на качество услуг управляющих компаний, ни на уменьшение затрат на содержание жилищного фонда. Центр управления ЖКХ в городе сместился в сторону СРО, оставив бесправными собственников и саму администрацию, говорится в докладе думской комиссии.

Причиной создания рабочей группы послужили многочисленные жалобы граждан на работу жилищных управляющих компаний и проблемы, связанные со сменой УК. Если несколько лет назад эта тема впервые была обозначена при попытке перехода нескольких домов в микрорайоне Солнечном от Южного управления ЖКС в компанию «Дост», то сегодня уже жильцы 19 домов в Свердловском районе Иркутска пожелали уйти от Западного управления ЖКС.

Конфликтная ситуация возникает из-за того, что не отработан механизм передачи функций управления многоквартирными домами от одной УК к другой. Осложняется все тем, что увеличилось число УК, борющихся за рынок.

Неопределенная ситуация и невнятность жилищного законодательства откровенно на руку управляющим компаниям.  Поскольку вопрос о переходе домов от одной УК к другой находится не в компетенции муниципалитета, а в плоскости взаимоотношений «собственник — управляющая компания», повлиять на решение споров могут лишь суд и прокуратура.

Рабочая группа за два месяца провела четыре заседания.  Администрация Иркутска разработала методические рекомендации по передаче функций управления многоквартирным домом и технической документации. Не ясно пока, что делать с долгами.

Собственники считают, что при расторжении договора управления многоквартирным домом не израсходованные собственниками помещений и нанимателями средства за содержание жилья, ремонт, а также переплату за коммунальные услуги следует перечислить на расчетный счет новой УК или ТСЖ. Долги же собственников помещений и нанимателей за содержание жилья, ремонт и коммунальные услуги за периоды, предшествующие изменению способа управления домом и смене УК, должны оставаться за старой УК.

Некоммерческое партнерство «Содружество ЖКХ» на одном из заседаний рабочей группы обещало подготовить акты сверок по всем передаваемым домам и под роспись выдать их новой управляющей компании. Но на момент депутатских слушаний этого не сделано. УК «Западная» передала документацию в ООО УК «Уютный дом» только по двум домам (Рябикова, 10, и Грибоедова, 3). Несмотря на то что в суде рассматривается вопрос о передаче функций управления жилых домов по адресу Рябикова, 21 а и 22 а, изменивших способ управления на ТСЖ, процедура передачи домов от УК «Западная» не происходит.

Многочисленные жалобы жильцов на нарушения законодательных актов о порядке рассмотрения обращений собственников, приписки, завышение стоимости материалов, подделка подписей, взимание средств за услуги, которых не было либо они не входят в договор управления, заставили начать проверку деятельности некоторых управляющих компаний, прежде всего Западного управления ЖКС. Этим занимаются прокуратура, министерство по ЖКХ Иркутской области и региональная служба по тарифам. Результаты проверок будут использованы городской контрольно-счетной палатой.

Депутаты предложили сделать рабочую группу постоянной и проводить ее заседания ежемесячно. Они рекомендовали администрации города разработать концепцию развития городской сферы ЖКХ и составить план мероприятий по развитию отрасли. Но самое главное — организовать юридическую помощь для жильцов в комитетах по управлению округами для отстаивания интересов населения в судах и контролирующих органах.

Подводя итоги, заместитель председателя думы потребовал вернуть администрации центр управления ЖКХ через создание механизма контроля за деятельностью управляющих компаний. По его мнению, необходимо принять решение, которое заключается в том, что после того, как собственники многоквартирного дома оформили должным образом свое решение о смене УК, ресурсоснабжающие организации автоматически заключают договор с новой УК, и все платежи вносятся на счета новой УК.

Прежняя управляющая компания, новая и ресурсоснабжающие организации (ИГТСК и Водоканал) разбираются по всем взаимным обязательствам и оформляют акт передачи задолженности. Этот акт проверяется администрацией Иркутска при участии представителей собственников дома. После этого дом считается переданным. Если в ходе разбирательств будут выявлены неправомерные действия старой УК, говорящие о неподтвержденном расходовании денег собственников, по этим фактам должны быть приняты правовые решения — вплоть до открытия уголовных дел.

Андрей Лабыгин предложил вариант, чтобы население напрямую рассчитывалось с поставщиками услуг, как это сейчас делается с энергосбытом. Но как пояснила директор ИГТСК Тамара Винарская, ее компания в одностороннем порядке не может расторгнуть договор с УК, если та с этим не согласна.  Получается замкнутый круг.

Олег Геевский предложил создать единый расчетный центр по сбору платежей:

— Городу надо реализовать это решение. Люди платят за жилье вовремя. Как только вопрос будет решен, сразу будет видно, кто останется на «этой поляне».

У собственников есть право требовать с УК отчет о финансовой деятельности. Вопрос лишь в том, какая из УК выполняет это требование и выполняет ли так, как надо. Михаил Корнев сообщил, что даже на депутатские запросы по жалобам граждан управляющая компания не отвечает...

Сегодня Западное управление ЖКС дополнительно взимает с людей плату за показания общедомового прибора учета тепла.  Якобы был перерасход теплоэнергии на конкретных домах.  Кому-то надо дополнительно выплатить компании за прошлый год по полторы тысячи в месяц, а кому-то — и по пять-шесть тысяч.

Людскому возмущению нет предела. Жильцы полностью погасили платежи за 2010 год, а теперь выясняется, что они в долгах.  Однако отследить показания счетчиков в режиме онлайн невозможно. В показания, убеждены иркутяне, можно записать все что угодно и «повесить» это в долг. Невозможно выяснить разницу расчетов между платежами УК и ИГТСК и показаниями счетчиков.

Многие малообеспеченные граждане, которые собирались оформлять жилищную субсидию в 2011 году, теперь не могут это сделать, так как оказались по велению УК «Западная» должниками. Многие подают жалобы в суд. Как получить внятный доступ к показаниям счетчиков? Этот вопрос также рассматривался на депутатских слушаниях.

Вроде бы на интернет-сайте УК есть раздел «личный кабинет», где можно узнать, как производятся расчеты, но к нему нужно еще получить доступ, а для этого надо ехать в СРО, писать заявление и т. д. В общем, как в сказке о белом бычке...  Позиция управляющей компании такова: мы ничего не вернем и отчитываться не собираемся.

Тем временем подрядные организации, нанятые УК «Западная», работают крайне неудовлетворительно. В подъездах и лифтах домов не убирается месяцами. Зимой на все электрощиты в подъездах повесили петли для замков — на этом работа закончилась. На вопрос, когда же повесят замки, в УК «Западная» отвечать не намерены. Сознательные жильцы закрыли щиты самостоятельно.

Позиция мэрии такова: если в жилищном законодательстве есть пробел, то надо как можно быстрее выработать единое соглашение. В комитете по ЖКХ администрации города разработали план действий, который на слушаниях представила заместитель председателя комитета Елена Суранова.

Он, во-первых, предполагает создание прозрачной и понятной системы начисления платежей (механизма перерасчета и доначислений). Во-вторых, должна быть создана централизованная система «расщепления» платежей на уровне муниципалитета, чтобы пресечь бесконтрольность финансовых потоков и, как следствие, риски неплатежей ресурсоснабжающим организациям. В-третьих, будет стимулироваться создание ТСЖ.

Выступая на трибуне думы, представитель общественности микрорайона Синюшина гора, старшая по подъезду Любовь Кокоурова отметила, что многие жильцы проходят обучение, посещают семинары и за спинами у людей уже солидная практика, однако сдвинуть воз с места пока не получается.  Куда ни обратись — все упирается в тупик, в несовершенство жилищного законодательства...

Елена Чабдарова, «Байкальские вести».
Фото Анны Пьяновой, специально для газеты «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии