Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Журналист, драматург, интеллигент

28 Февраля, 2022

Штрихи к портрету Александра Баталина

«Опаздываешь, Баталин уже дважды по «Маяку» о наводнении материал зачитывал!» – примерно так иногда встречал меня, нештатника, на пороге корпункта ИТАР-ТАСС по Иркутской области его собственный корреспондент Владимир Ходий. Его коллега и ближайший конкурент Александр Григорьевич Баталин, на протяжении двух десятилетий представлявший в Прибайкалье другое мировое информационное агентство, РИА «Новости», обходился без помощника. А работать иногда в потоке новостей ему, как и нам, приходилось все 24 часа: происходившее рядом с Байкалом интересовало весь мир.

1а.jpg

Начиная с 90-х годов прошлого века материалы РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС из регионов разлетались по всей планете под фамилиями авторов. Российские информационные агентства после перестройки перестали быть, как с грустным юмором отмечали журналисты в годы застоя, «могилой неизвестного солдата». Новости быстро переводили на другие языки, их цитировали «Рейтер» и «Ассошиэйтед пресс». А благодаря круглосуточному радиовещанию они обретали и авторский голос. И под заключительные слова, сказанные негромко и четко: «Александр Баталин, РИА «Новости», Иркутск», в московскую редакцию отправлялась уже своя, тассовская версия событий. За Александра Григорьевича сказать не осмелюсь, но мы всегда с интересом следили: какой же новостной поворот найдет Баталин? А когда он в 60 лет ушел на заслуженный отдых, в корпункте ИТАР-ТАСС эту перемену восприняли печально с точки зрения не только человеческой, но и профессиональной: с таким конкурентом – знающим, компетентным – не заскучаешь, а поработаешь с азартом!

Но круг интересов Александра Баталина, которому в эти дни исполнилось бы 75 лет, был необычайно широк и работой в РИА «Новости» не ограничивался. Об этом говорили его родные, коллеги, друзья в Гуманитарном центре – библиотеке имени семьи Полевых 21 февраля на вечере памяти журналиста, критика, драматурга… Почему собрались именно в этих стенах? Здесь вместе со своей супругой, журналистом Ольгой Баталиной (1950–2014) Александр Григорьевич изучал завещанный Юрием Ножиковым архив. А потом участвовал в презентации ее книги «Ю.А.Н.ь. Неразгаданные тайны первого губернатора». Семь лет назад он стал инициатором вечера памяти Ольги Леонидовны, с которой он был всегда вместе, всегда рядом. Их в журналистских кругах всегда считали одной командой, единомышленниками и не разделяли, а говорили просто: «Баталины». Конечно, было заметно: лидер – Ольга Леонидовна. «Да, я всегда был с ней рядом, но держался чуть позади», – сказал он как-то незадолго до ухода.

И на вечере в Гуманитарном центре говорили, конечно же, о них обоих, о Баталиных, – союзе творческом, семейном…

– Когда я работал в отделе «Наука, школа и искусство» «Восточно-Сибирской правды», заведующая Идея Алексеевна Дубовцева однажды сказала: «Вот к нам просится на работу студент Александр Баталин, он увлекается театром». Тогда я имя запомнил, – вспоминает Владимир Ходий. – А познакомились мы с ним и с его женой Ольгой в 1971 году, когда отмечалось десятилетие отделения журналистики Иркутского университета. Я заметил, что публиковал он в основном интервью, рецензии на театральные темы. Потом стали появляться его рецензии на кинофильмы, они публиковались на страницах и «Восточно-Сибирской правды», и «Советской молодежи». Саша рос мощно и примерно к середине 70-х годов возглавил редакцию иркутского телевидения. Он шел ровным, себе преданным путем. Но вскоре тематику своих публикаций сменил, став собственным корреспондентом газеты «Наука в Сибири». Мы с ним профессионально контактировали, я работал уже в ТАСС, мне нужна была информация о работе Иркутского научного центра СО РАН, и Александр со мной ей делился. А потом и сам стал работать в крупном информационном агентстве – АПН (Агентстве печати «Новости», будущем РИА «Новости»). Уйдя на пенсию, он стал писать пьесы, и это замечательно, это продлило его жизнь!

 – Я помню Александра Баталина еще с того времени, как он вел передачу «Киногоризонт», – отметил президент Фонда имени Ю.А. Ножикова Юрий Курин. – Манера ведения этой телепередачи Александром Григорьевичем была исключительно интеллигентная, компетентная. Он производил впечатление и своим знанием кинематографа, и своей подкупающей манерой вести передачу. Ольга и Александр реализовали шикарный областной проект по созданию агентства «Сибтранспресс», которое было коллективным пресс-секретарем аппарата губернатора Юрия Абрамовича Ножикова. Баталины сыграли огромную роль в пропаганде реформ того периода времени, выборов, открытости власти. Талантливые, яркие, эффективные, они создали большую команду, в которую вошел и их сын Антон. Потом вместе с ними мы учредили газету «Честное слово», была такая оппозиционная официальным кругам газета.

Я часто бывал у них дома, знаю, что Александр Григорьевич занимался не только журналистикой, но и драматургией, его пьеса была поставлена на сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова…

Постановщик спектакля по пьесе Александра Баталина «В квадрате чувств» Владимир Дрожжин вспоминает:

– Мы были знакомы давно, а в 2017 году при встрече Александр Григорьевич предложил мне прочесть его пьесу. А когда узнал, что она пришлась мне по душе, предложил сотрудничество: другие режиссеры взяться за нее отказались. Работали мы интенсивно и за три месяца подготовили постановку к премьере, она состоялась в конце ноября 2017 года. И коллектив театра, и общественность – все говорили, что тема интересная и постановка незаурядная. Александр Григорьевич написал продолжение пьесы и хотел, чтобы мы с ним сотрудничали в дальнейшем. Но этого не случилось.

– Отец для меня стал примером для подражания, стал наставником вместе с мамой, – сказал Антон Баталин. – Невозможно было не стать журналистом в такой семье, хотя я потом немножко трансформировался, пошел в сторону пиара, маркетинга, политтехнологий. Спустя два года после ухода мамы отец написал пьесу, ее не получилось поставить, затем из-под пера вышла еще одна, «В квадрате чувств», и спектакль был тепло встречен. И это было важно, этим отец жил. Наверное, его пьесы нужно издать, а может быть, поставить. Он оставил после себя хорошее наследство.

Оксана Запольская, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии