Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

…кому бесславье, а кому бессмертие…

14 августа, 2023

«Семнадцать мгновений весны»: к юбилею премьеры

Пятьдесят лет назад, 11 августа 1973 года, на телеэкраны страны вышел двенадцатисерийный художественный фильм о советском разведчике Исаеве по одноименному роману Юлиана Семенова. На время вечерних показов пустели улицы городов и деревень, люди спешили к голубым экранам, и даже показатели преступности снижались, пока «Штирлиц ходил по коридорам».

1в.jpg

Автор и его герой

Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров – литературный персонаж, герой многих произведений советского писателя Юлиана Семенова. Фамилия Исаев представлена Семеновым как оперативный псевдоним Владимирова уже в первом романе о нем – «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971 год). Как сообщается в одном из романов цикла о советском разведчике, Владимиров – Исаев – Штирлиц родился 8 октября 1900 года в Забайкалье, где его родители находились в политической ссылке.

Автор Юлиан Семенов (1931–1993), секретарь правления Союза писателей СССР, основатель журнала «Детектив и политика», газеты «Совершенно секретно», для которой он сам и придумал название, один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике, умело и профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое, не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». В 1948-м поступил на афганское отделение Московского института востоковедения. В студенческие годы дружил с Евгением Примаковым, будущим руководителем Службы внешней разведки.

В одном из интервью Семенов рассказывал, что, создавая Штирлица, оттолкнулся от одного из первых советских разведчиков, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер заслали в оккупированный японцами Владивосток. Вобрал образ в себе и черты знаменитых персонажей, таких как Кузнецов, Зорге, Абель, и других легенд советской разведки.

– Если писатель хорошо узнал их всех и через них глубоко и полно прочувствовал своего героя – всем своим существом уверовал в него! – то он, герой, хотя и вымышленный, собирательный, впитав живую душу и кровь автора, тоже становится живым, конкретным, индивидуальным, – говорил Юлиан Семенов.

31 января 1969 года «Комсомольская правда» опубликовала первые главы романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». А в 1971 году на Киностудии имени М. Горького стартовали съемки культовой картины.

2в.jpg4в.jpg

Секреты производства

Российский киновед, специалист по актерам советского кино, хранитель фондов Киностудии имени М. Горького Алексей Тремасов любезно предоставил доступ к архивным материалам, хранящимся на киностудии, и рассказал об истории создания киноленты:

– «Семнадцать мгновений весны» является, пожалуй, первым художественным фильмом такого формата в СССР. Идея экранизировать роман Юлиана Семенова захватила режиссера Татьяну Лиознову. В тот момент готовый сценарий, написанный самим автором, уже был направлен писателем на киностудию «Ленфильм». Но Лиознова сумела убедить его экранизировать произведение на Киностудии имени М. Горького, после чего сценарий с «Ленфильма» был отозван. Однако по факту режиссер снимала картину максимально приближенно к книге, посчитав, что она написана Семеновым лучше сценария.

За плечами Татьяны Лиозновой уже был отмеченный наградами и сразу полюбившийся зрителям фильм «Три тополя на Плющихе» (1967), выпущенный здесь же. Тем не менее организация съемок масштабных и драматических «Семнадцати мгновений» на Киностудии имени М. Горького, прочно закрепившейся в статусе производителя детских и юношеских фильмов, не являлась профильным производством.

Съемки продолжались три года и проходили в Германии, Латвии, Грузии, а также в павильонах и коридорах киностудии. Вячеслав Тихонов без особых задержек был утвержден на кинопробах на главную роль. Знаменитую сцену в кафе, где «Штирлиц» с женой долго и проникновенно смотрят друг на друга, до сих пор разбирают и изучают во ВГИКе.

5в.jpg6в.jpg

Оттенки черно-белого

Интересен в фильме и образ врага. Фашисты показаны не безликой массой, не карикатурно и не плоско. Абсолютное зло ведь часто не выглядит отталкивающим изначально – наоборот.

Исполнитель одной из главных ролей (Вальтер Шелленберг) Олег Табаков так высказывался об этой особенности изображения:

– Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир. И в этом объективном взгляде неоспоримая заслуга Татьяны Лиозновой – выдающегося мастера российского экрана.

По фильму, из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС: «Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС».

После выхода киноленты появилось множество анекдотов с участием героев фильма «Семнадцать мгновений весны». Возможно, это происходило и от естественного страха перед объективным злом, показанным в фильме в столь необычном свете.

Примечательно, что в своей картине режиссер использовала много документальной военной хроники, а черно-белый формат оригинала позволял избежать заметных переходов между блоками.

7в.jpg

Иркутская страничка группенфюрера

– Тихонов, актер интеллектуального плана, стал народным артистом СССР сразу после выхода фильма на телеэкраны, в 46 лет, что было довольно редко для людей такого возраста в то время, – обращает наше внимание киновед Тремасов. – И еще одним почетным признанием стал документальный фильм «Профессия – киноактер», снятый режиссером Станиславом Ростоцким на Киностудии имени М. Горького в 1979 году. В этом фильме рассказывается о творчестве и жизни популярного актера Вячеслава Тихонова.

Режиссеру Татьяне Лиозновой удалось привлечь к съемкам целый ряд ведущих советских актеров. По количеству актеров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973, голос за кадром).

Актеру Леониду Броневому роль Мюллера принесла всесоюзную известность, а характерное нервное движение головой, которое появляется у шефа гестапо в минуты раздражения, родилось прямо на съемочной площадке естественным образом: у костюма Броневого оказался слишком тесный воротник.

Нужно отметить, что с 1956 по 1958 год Броневой жил в Иркутске, где играл в труппе драматического театра. В нашем городе артист оказался по распределению. Он дружил с актером театра Виталием Венгером, был задействован более чем в десятке спектаклей и дополнительно вел драмкружок.

8в.jpg

«Где-то далеко в памяти моей…»

Проникновенная музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым, слова песен – поэтом Робертом Рождественским. По словам Таривердиева, он и Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен – по одной на каждую серию, но в фильм в итоге вошли только две из них – героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далекой Родине». Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось сложно. Были сделаны пробные записи Ободзинского, Мулермана, Никитского, Барашкова, Толкуновой, Магомаева. Иосифа Кобзона режиссер попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Лиознову, но потом все же исполнил песню в таком варианте и был утвержден на роль исполнителя.

В 1976 году создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978-м – премии КГБ СССР. По указанию Л. Брежнева в 1980 году Тихонов получил звание Героя Социалистического Труда, а Лиознова – орден Октябрьской Революции.

В 2006 году началась колоризация фильма, в процессе чего лента была подвергнута перемонтажу. Мнения участников оригинального сериала разделились до диаметрально противоположных. Актер Вячеслав Тихонов высказался резко отрицательно о колоризованной версии, назвав итог работы «преступлением», а Татьяна Лиознова заявила, что была поражена достоверностью цветов.

Мемориальная доска режиссеру Татьяне Лиозновой (1924–2011) была открыта на здании Киностудии имени М. Горького в апреле 2016 года.

В дополнение приведем список произведений Юлиана Семенова об Исаеве-Штирлице в порядке действия:

«Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971) (одноименный фильм и сериал) – о расследовании хищения из Гохрана;

«Пароль не нужен» (роман, 1966) (одноименный фильм, 1967 и сериал) – ВЧК внедряет молодого разведчика Владимирова (Исаева) в белогвардейское движение на Дальнем Востоке в 1921–1922 годах;

«Нежность» (рассказ, 1975; экранизирован) – о душевных переживаниях Штирлица в 1927 году;

«Испанский вариант» (роман, 1973) (одноименный фильм) – о работе Штирлица в Испании в 1938 году;

«Альтернатива» (1974) – действие романа происходит в Югославии весной 1941 года;

«Третья карта» (1977) – о деятельности агентуры гитлеровцев на территории Украины в начале Великой Отечественной войны;

«Майор Вихрь» (одноименный фильм, 1967) – о спасении Кракова советскими войсками в годы Великой Отечественной войны;

«Семнадцать мгновений весны» (1969; одноименный телефильм, 1973) – Исаев-Штирлиц получает задание узнать, кто из нацистских главарей собирается вести сепаратные переговоры о перемирии с Западом;

«Приказано выжить» (1982) – о последних днях нацистской Германии весной 1945 года;

«Экспансия I» (1984) – о противостоянии Исаева-Штирлица и Гелена во франкистской Испании в конце 1940-х годов;

«Экспансия II» (1984) – действие романа происходит в Испании и Аргентине в конце 1940-х годов;

«Экспансия III» (1984) – действие романа, написанного на документальной основе, происходит в Аргентине; речь о разоблачении деятельности ЦРУ в Латинской Америке в послевоенный период;

«Отчаяние» (1990) – возвращение разведчика Исаева в послевоенный СССР;

«Бомба для председателя» (1970; фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976, режиссер Анатолий Бобровский).

9в.jpg

Анна Малинина-Вокина, специально для «Байкальских вестей».

Фотографии из архива Киностудии имени М. Горького
предоставлены пресс-службой Киностудии имени М. Горького
и из открытых источников.

На фото: Вячеслав Тихонов (1928–2009) в роли Штирлица;

Юлиан Семенов и Вячеслав Тихонов;

Мундир Штирлица, использованный в телесериале
«Семнадцать мгновений весны». Музей Киностудии
имени М. Горького;

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках сериала;

Татьяна Лиознова и кинооператор Петр Катаев;

Мюллер (Леонид Броневой) и Штирлиц (Вячеслав Тихонов)
– культовые персонажи советского кинематографа;  

«Характер – нордический. Беспощаден к врагам Рейха».
Личное дело Макса Отто фон Штирлица;

Мемориальная доска кинорежиссеру Татьяне Лиозновой
на здании Киностудии имени М. Горького

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии