Иркутский след Эмира Кустурицы
Завершившийся 12 августа фестиваль «Звезды на Байкале», помимо очередного шанса приобщиться к классической музыке в исполнении звезд мировой величины, подарил иркутянам свидание с прославленным сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Визит живого классика мирового кинематографа сложно переоценить, это, несомненно, знаковое культурное событие года. В день закрытия фестиваля обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского фестиваля провел творческую встречу с иркутскими режиссерами и студентами творческих специальностей.
В иркутский Дом кино режиссер прибыл в сопровождении своего друга, организатора «Звезд на Байкале» Дениса Мацуева. По словам Кустурицы, встреча с Денисом имела для него символический характер, потому что стиль игры Мацуева на фортепьяно сходен с тем, как Эмир делает свои фильмы. «В завершение концерта он разбивает инструмент, а я по завершении съемок разбиваю себя», – улыбнулся Кустурица. В свою очередь музыкант обнаружил в режиссере любовь к русской классике в литературе, музыке, кино.
– Эмир пригласил меня в родную сербскую деревню, которая была живой декорацией фильма «Жизнь как чудо». Сейчас там проводятся уникальные фестивали, совмещающие концерт классической музыки и встречи с молодыми режиссерами. Мне очень понравилась его любовь к своему народу и, конечно, к русской культуре. Мы сразу нашли общий язык, и, будучи гостем фестиваля этим летом во второй раз, я понял, что не приехать в Иркутск Эмир не сможет. Как итог – сегодня ночью он погружался в Ангару ровно семь раз. Наш человек, – поделился Денис Мацуев.
Переполненный зал прежде всего интересовался секретами мастерства, и Кустурица охотно делился своим видением успеха в кинематографе. Например, ключевой проблемой в жизни любого кинорежиссера он назвал поиск идеи.
– Каждый человек может снять фильм, но хорошая идея есть далеко не у всех. Хорошую идею надо искать в жизни. Я всегда делал все, что хотел. Первые две мои картины были ужасны, пусты и глупы. Но я продолжал смотреть фильмы и в конце концов понял, что художник должен выражать сильные эмоции. Чувства для меня всегда служат основой, архитектурой фильма. Кроме того, когда задумываешь идею своего первого фильма, стоит работать с хорошо знакомым материалом и близким лично для тебя конфликтом или событием. Надо найти историю, которую ты можешь идентифицировать с собой, – отметил постановщик.
– Жизнь художника – это преступление без наказания и в то же время – огромный кредит доверия. Общение творца и зрителя является сокровенной коммуникацией. В будущем искусство, как вид коммуникации, изменится. Конечно, останется музыка: как классическая, так и современная. Но о будущем кинематографа стоит только догадываться. Если кинематограф продолжит путь в сторону коммерции, то вполне возможно, что «умное» кино превратится в элитарное искусство, которое будет чем-то вроде оперы. Судьбу кинематографа трудно предсказать. Однако даже коммерческий фильм должен стоять на сильном фундаменте. Художнику важно показать свою идеологию, этику и эстетику. В современных коммерчески успешных фильмах этого нет, – считает Эмир Кустурица.
По его словам, со временем все больше внимания будет уделяться техническому качеству фильма.
– Уже сегодня 80 процентов фильмов на Западе не сообщают ничего. Они лишены смысла. А еще лет тридцать назад фильм был банком экзистенциальных чувств, самым большим праздником в нашей жизни. Я выступаю за кинематографическую эволюцию, фильм должен отражать образ нашей жизни, в этом направлении стоит двигаться. Никогда в истории не было так много хороших режиссеров, как сейчас, и никогда они не были так успешно маргинализированы. Успех кинопроката вышел на первое место. Концепция работы и структура Голливуда изменились в восьмидесятые годы ХХ века. Во главу угла стала коммерческая составляющая, а экзистенциальные и фундаментальные вопросы, которые поднимало американское кино, отодвинулись на второй план. Под коммерческое влияние угодило даже европейское кино. Исчезла драматургия, трагедия улицы, быта. Остался один постмодерн, – посетовал режиссер.
Вместе с тем Кустурица находит поводы для оптимизма на телевидении, где переживает расцвет формат телесериала.
– Я никогда не снимал сериалы, но я вижу, что сегодня это очень серьезный жанр кинематографии. Есть множество сериалов с хорошей драматургией и конфликтом. Сам формат выделяет гораздо больше времени для высказывания, для выражения мысли. Например, мой друг Паоло Сорентино снял успешный, но глубокий сериал «Молодой Папа». Если ты хочешь создать роман в киножанре, его надо делать в формате сериала. Стану ли я этим заниматься? Я не знаю. Мне нравится играть музыку, а вот делать фильм – это очень тяжелая работа.
Сейчас Эмир Кустурица пишет роман по произведениям Достоевского, который будет опубликован сразу на китайском языке. Роман ляжет в основу сценария, а потом и фильма. По словам мэтра, в современном Китае происходит скачкообразный прогресс, который порождает много моральных и социальных проблем, и декорации современного Китая хорошо подходят для новой интерпретации Достоевского. Как пояснил режиссер, художнику важно вырываться за пределы общепринятых стандартов, в то время как глобализация диктует обратные условия.
– В Сербии нет своего кинопроизводства, но есть фильмы, которые сняты на деньги Германии. То есть человека из Германии, который хочет видеть то, что он сам думает о Сербии. То же самое, к сожалению, часто происходит и с российскими режиссерами – они также демонстрируют то, что хочет видеть западный зритель, а не то, что хочет изобразить сам художник. Это большая проблема. Как мы знаем из произведений Льва Толстого, русская аристократия учила сначала французский, а затем русский язык. Русский человек всегда испытывал фрустрацию от Запада и поклонялся ему. Но у вас мощнейшая культура, которой нет нигде в Европе. Режиссеры Никита Михалков, Алексей Герман, Александр Сокуров. А Андрей Тарковский и вовсе гений, один из лучших художников в истории мирового кинематографа. И вам стоит не оглядываться на Европу, а искать свои формы, творить собственное искусство, – посоветовал мэтр.
На вопрос о предназначении искусства в целом на правах хозяина вызвался ответить Денис Мацуев, чем и подвел символический итог встрече.
– Наверное, значение состоит в терапевтическом эффекте, который идет от музыки, кино и театра в наше сложное и неспокойное время. Возьмем, например, наш фестиваль «Звезды на Байкале». Половина лиц в зале – молодые. Такого нет ни в Европе, ни в Америке. Почему музыка заставляет людей плакать? Почему зрителя прижимает к креслу энергетической волной, которая идет со сцены? Это, безусловно, чудо и излечение от всего ужаса из телевизора. Люди расслабляются. Искусство – это форма терапии.
Заключительным аккордом свидания Иркутска с великим режиссером стало бесплатное выступление легендарной фолк-группы Эмира Кустурицы «The No Smoking Orchestra», прошедшее в тот же вечер, 12 сентября, под открытым небом на набережной Ангары, у памятника Александру III. Несмотря на дождь, ветер и осеннюю стужу, зрители не расходились вплоть до команды организатора фестиваля Дениса Мацуева, волевым решением завершившего сеанс балканской терапии.
Вадим Мельников, специально для «Байкальских вестей».
Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».
На фото: «Искусство – это форма терапии»;
На вечернем концерте не было равнодушных
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.