Лучший подарок для пессимиста
В иркутской Галерее Виктора Бронштейна накануне Нового года открылась интересная персональная выставка художника-керамиста Андрея Поляницы.
Открывая выставку, директор художественного музея им. В.П. Сукачева Наталья Сысоева сказала:
— Специализация Андрея Владимировича — керамика, древнейшее ремесло мастеровых людей, — отметила, выступая на открытии выставки, директор Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева Наталья Сысоева. — Все, кто с ним общается, знают, что он обладает своеобразным чувством юмора, и эта жизненная ирония пронизывает все его творчество. Моя любимая работа — лучший подарок для пессимиста: «Выход есть!». Посмотрите на нее — в ней все сказано! Все его работы отличаются особым отношением к жизни. Наша керамистика живет благодаря не очень многочисленному, но сильному и мощному числу талантов, в число которых Андрей Поляница входит одним из самых ярких.
Его картины можно смотреть и смотреть, разгадывать его персонажей, уходить и возвращаться снова. Притягательный свет, яркие краски, фирменный, поляницовский юмор и ирония, о которых говорили многие на открытии выставки, приглашают к ответной реакции, к доброй улыбке. Его картины и керамика просто взывают к тому, чтобы мы улыбнулись, посмотрели на окружающее с юмором потому, что мир красив, ярок, необычен.
Стоит посмотреть на мастера со стороны, пообщаться с ним, увидеть его обаятельное, открытое лицо, и становится понятно, откуда эта радость жизни его полотен и керамики. Андрей Поляница по своей сути таков — неистощимый на выдумку и талант, душевно щедрый, творчески свободный, веселый, излучающий радость, жизненную силу, искренность, открытость. Все эти качества проистекают из любви к людям и к самой жизни, а потому и отражены в его работах.
Большинство работ Поляницы по форме условно абстрактны, но все органичны и непосредственны и почти все находятся в динамике, в еле уловимом движении. Все наделены глубиной и несут в себе нечто, заставляющее предполагать в них интеллектуальные способности. Все представленное на выставке я бы назвала «Поэтически-ироничным театром Андрея Поляницы».
Всех своих персонажей, благодаря богатству воображения и поэтической фантазии, он оживляет, наделяет душой, индивидуальностью. И потому его птица, похожая на упитанного бройлера, запрокинув голову, рассматривающая свое изумрудное хвостовое оперение, названа автором не просто Петух, а нежно — «Птах». Недалеко от него еще два представителя птичьего мира: Большой Петчик учит уму-разуму маленького Цыпу, который с придыханием внимает каждому слову наставника.
А бесформенные на первый взгляд, но такие обаятельные «Супрематические девы» выполняют гимнастические упражнения и в самых смелых мечтах видят себя участницами «Большого балета» на канале «Культура». Интересная подробность: маленький ребенок, девочка лет пяти, увидев этих чудесных красно-лазуритовых керамических красавиц, в восторге замахала подолом пышной нарядной юбки с кружевными воланами и закружилась на одной ножке, видимо подражая супрематическим поляницовским балеринам. Невозможно рассматривать его работы отстраненно, они требуют подключения эмоционального и душевного, вступления с ними в диалог.
Посмотрите на янтарно-перламутровую черепаху —«Звездочета». Она почти выпорхнула из своего дома-панциря, чтобы посчитать звезды, оголив разделенный на квадратики живот. Постепенно, все более очаровываясь картиной вселенной, черепашка мысленно все дальше улетает в небеса под музыку звезд, дирижируя в такт маленьким отростком-хвостиком и испытывая настоящий восторг. В момент, когда художник запечатлел ее на полотне, она сделала потрясающее открытие: мириады звезд не поддаются подсчету, ими нужно просто любоваться!
Подхожу к полотну, которое названо автором «Внук дедушки Боо». С невероятной симпатией к модели написан этот портрет, хотя кого-то колоритный вид слишком экстравагантного внука может вывести из равновесия, но только не Андрея Поляницу. Художник улыбается и поет ему иронически-шутливый гимн: его внешности, одеждам, большой цыганской серьге в ухе, гармонирующей с диском удивленной Луны. Контрастное сопоставление ярких цветовых пятен усиливает джазовое звучание и жизнерадостность картины.
А вот и работа «Выход есть», выполненная с большим юмором. Перед нами толстый раздувшийся кот с необъятной утробой, висящими по бокам лоснящимися усами, только что проглотивший щуку. Но радость большого кота преждевременна, он не учел того, что щука хитра и из любой ситуации найдет выход. И она его нашла! «Так бывает и в жизни, когда мы начинаем отчаиваться, но судьба дает нам шанс, и проблема разрешается» — такой совет дает нам остроумный художник. Вообще, если говорить о понятии художественного «Театра Андрея Поляницы», то он может поведать нам много интересного о характерах и нравах своих персонажей, которых придумал и которые немало «нашептали» ему о себе, когда он их лепил или писал. Художник и не отрицает своей прямой связи с тем материалом, с которым он работает:
— Моя роль как художника состоит не в том, чтобы силой навязать материалу свой замысел, а в том, чтобы помочь ему ожить и заговорить со мной на одном языке, — говорит Андрей Поляница. — Материал — это то, при помощи чего можно выразить собственные чувства. Недаром японцы говорят, что керамист учится у глины, а резчик учится у дерева. То есть уже в самом выборе материала художник ищет то, что способно откликнуться на его замысел.
Ну что ж, Андрей Поляница и Ко (читай — организаторы) вышли с прекрасной идеей — развернуть в великолепном пространстве Галереи Виктора Бронштейна настоящую волшебную фантазию во всех красках — ироничную, лукаво-насмешливую, нежную, шутливую, яркую, сияющую. Как настоящее, подлинное чудо, которое ласково и с очаровательной улыбкой берет нас за руку и уводит от реальности в веселый, праздничный и радостный мир воображения.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»,
и пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.
На фото: Андрей Поляница;
«Звездочет»;
«Внук дедушки Боо»;
«Выход есть»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.